электроскоп электрическое поле физика 8 класс

Содержание
  1. Физика. 8 класс
  2. Урок по физике в 8 классе «Электроскоп. Электрическое поле»
  3. Презентация к уроку физики в 8 классе»Электроскоп. Электрическое поле»
  4. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  5. Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  6. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  7. Оставьте свой комментарий
  8. Подарочные сертификаты
  9. Разработка урока по физике в 8-м классе по теме «Электроскоп. Электрическое поле»
  10. Открытый урок по теме «Электрическое поле» (8-й класс)
  11. 1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)
  12. 2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
  13. 3. Работа у доски
  14. 4. Проверка кроссворда (рис.2)
  15. 5. Постановка задачи урока
  16. 6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.
  17. 7. Основной материал.
  18. Демонстрация взаимодействия заряженных тел
  19. Демонстрация электрических спектров
  20. 8. Закрепление материала.
  21. 9. Домашнее задание.

Физика. 8 класс

Конспект объясняющего модуля

– познакомить с явлением электризации, взаимодействием электрических зарядов;

– познакомить с фундаментальными опытами по определению величины заряда электрона (опыты Милликена и Иоффе);

– изучить устройство и принципы действия простейших приборов для изучения электрического заряда;

– электроскопа и электрометра;

– изучить деление веществ на проводники и диэлектрики;

– умение определять наличие электрического заряда на теле, сравнивать и определять вид заряда;

В со­вре­мен­ном мире мы по­сто­ян­но стал­ки­ва­ем­ся с понятием электричество на бы­то­вом уровне и уже не можем пред­ста­вить свою жизнь без элек­тро­осве­ще­ния, ком­пью­те­ра, те­ле­ви­зо­ра, хо­ло­диль­ни­ка. Многие при­бо­ры ра­бо­та­ют бла­го­да­ря элек­три­че­ско­му току и окру­жа­ют нас по­все­мест­но. Так от­ку­да же пошло такое слово, как «элек­три­че­ский»? Пер­вые на­блю­де­ния элек­три­че­ских яв­ле­ний от­но­сят к 5–6 в.в. до н. э. Счи­та­ет­ся, что Фалес Ми­лет­ский (древ­не­гре­че­ский фи­ло­соф и ма­те­ма­тик из Ми­ле­та) впер­вые про­на­блю­дал элек­три­че­ское вза­и­мо­дей­ствие тел. Натирая янтарь мехом, он обнаружил что мелкие тела при­тя­ги­ваются к ян­та­рю без объ­яс­ни­мой на то время при­чи­ны.

Но Фалес был не един­ствен­ным уче­ным, ко­то­рый впо­след­ствии ак­тив­но про­во­дил элек­три­че­ские опыты с ян­та­рем, это и при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию слова «элек­трон» и по­ня­тию «элек­три­че­ский». Если тело после натирания приобретает способность притягивать к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано или заряжено.

Элек­три­за­ция может про­ис­хо­дить несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

Несмотря на обилие разных веществ в природе существует только два вида зарядов, их условно назвали положительными и отрицательными.

Для того чтобы была воз­мож­ность раз­ли­чать эти два типа за­ря­дов и опре­де­лять, какой яв­ля­ет­ся по­ло­жи­тель­ным, а какой – от­ри­ца­тель­ным, до­го­во­ри­лись ис­поль­зо­вать два ба­зо­вых опыта: если по­те­реть стек­лян­ную па­лоч­ку о шелк, то на па­лоч­ке об­ра­зу­ет­ся по­ло­жи­тель­ный заряд; если по­те­реть эбо­ни­то­вую па­лоч­ку о мех, то на па­лоч­ке об­ра­зу­ет­ся от­ри­ца­тель­ный заряд Кроме того, что было вве­де­но раз­де­ле­ние за­ря­дов на два типа, было за­ме­че­но пра­ви­ло их вза­и­мо­дей­ствия

– од­но­имен­ные за­ря­ды от­тал­ки­ва­ют­ся;

– раз­но­имен­ные за­ря­ды при­тя­ги­ва­ют­ся.

При соприкосновении двух тел электрический заряд может частично переходить с заряженного тела на незаряженное. Сущесвует ли прибор для обнаружения электризации тел?

Конечно же да. Называется он электроскоп. У него есть разновидность- электрометр. Принцип их работы основан на взаимодействии одноименных зарядов.

Рас­смот­рим те­перь спо­соб­ность ма­те­ри­а­лов про­пус­кать элек­три­че­ский заряд.

Есть ве­ще­ства, ко­то­рые про­пус­ка­ют элек­три­че­ские за­ря­ды до­ста­точ­но хо­ро­шо, и такие ве­ще­ства на­зы­ва­ют­ся про­вод­ни­ка­ми. Как пра­ви­ло, к этим ве­ще­ствам от­но­сят­ся рас­тво­ры, рас­пла­вы, жид­ко­сти, и, ко­неч­но же, ме­тал­лы.

Вме­сте с тем, есть ве­ще­ства, ко­то­рые до­ста­точ­но плохо про­во­дят элек­три­че­ские за­ря­ды. Это, в первую оче­редь, газы, ко­то­рые про­во­дят элек­три­че­ские за­ря­ды очень плохо. А также раз­лич­ные пласт­мас­сы, смолы, стек­ло.

В ре­зуль­та­те опы­тов Иоф­фе-Мил­ли­ке­на стало из­вест­но масса и заряд элек­тро­на.

Источник

Урок по физике в 8 классе «Электроскоп. Электрическое поле»

Урок по физике в 8 классе

Электроскоп. Электрическое поле

Познакомить с устройством электроскопа, сформировать представления об электрическом поле, с помощью опытов выяснить основные проявления поля.

Планируемые результаты обучения :

Метапредметные : овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об электроскопе, электрическом поле, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, научиться предвидеть возможные результаты своих действий, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения существования электрического поля и экспериментальной проверки

выдвигаемых гипотез, научиться воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные : самостоятельно приобретать знания об электрическом поле и осознать практическую значимость изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении электрического поля, сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в познаваемости явлений природы, уважительные отношения друг к другу, учителю.

Общие предметные : планировать и выполнять опыты по обнаружению электрического поля, проводить наблюдения, объяснять, анализировать полученные результаты и делать выводы, применять теоретические знания на практике для объяснения принципа действия электроскопа, электрометра, кратко и четко отвечать на вопросы.

Частные предметные : объяснять явление передачи электрического взаимодействия через воздух, понимать принцип действия электроскопа, электрометра, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Организационный момент( проверка готовности к уроку, приветствие).

Фронтальный опрос( повторение теоретического материала).

Н прошлом уроке мы с вами приступили к изучению новой темы и познакомились с явлением электризации тел. Вспомним, что такое электризация тела, когда она возникает, как взаимодействуют наэлектризованные тела. Поработаем устно.

-От какого слова произошло слово «Электричество»?

-Кем было открыто явление электризации и с каким событием это было связано?

-Что значит: тело наэлектризовано?

-Какие способы электризации тел вы знаете?

— Сколько видов электрического заряда существует? Какие?
-Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?

— Как взаимодействуют тела, имеющие заряды противоположных знаков?

-. Объясните явление, часто встречающееся в быту и на производстве: листы

бумаги при соприкосновении «слипаются», а при их отделении могут даже рваться.

Читайте также:  чем можно заменить плитку в ванной комнате на стене недорого фото

Работа по рисункам- задачам (развитие внимания, умений применять знания к решению задач, развитие монологической и диалогической речи). Самостоятельно с последующей проверкой и объяснением.

1). Как взаимодействуют между собой наэлектризованная палочка и подвешенный шарик?

hello html 64c60283

2). Определите знак заряда шарика, подвешенного на нити

hello html 1fb4409

Экспериментальная задача ( развитие экспериментальных умений, умений делать выводы, повышение познавательной активности)

Докажите, что стеклянная и эбонитовая палочка при электризации получают заряды противоположных знаков.

гильза из фольги, подвешенная на нити.

Объяснение новой темы.

Создание проблемной ситуации (научиться предвидеть возможные результаты своих действий, овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах выдвигаемых гипотез).

Итак, мы только что повторили, что наэлектризованные тела могут притягиваться и отталкиваться, т.е. они взаимодействуют. По взаимодействию между телами можно судить, сообщён ли телу электрический заряд.

А вот теперь у меня есть только эбонитовая палочка, и мне нужно определить, заряжена она или нет. Что в таких случаях применяют?

Прибор, с помощью которого это выясняют, называется электроскопом.

Дайте определение электроскопа.

Действие прибора основано на взаимодействии заряженных тел.

Рассмотрим устройство и действие электроскопа. Металлический стержень с листочками пропущен через пластмассовую пробку, вставленную в металлический корпус. Корпус с обеих сторон застеклён.

Опыт ( познакомить с принципом действия электроскопа).

Если к незаряженному электроскопу поднести заряженную эбонитовую палочку, то его листочки разойдутся. Значит, электроскоп заряжен.Обратите внимание, в чём отличие прибора от всех других, известных вам ранее?

На шкале нет чисел, значит, числовое значение заряда с помощью него определить нельзя. Можно определить только наличие заряда. А можно определить, каким зарядом наэлектризован электроскоп?

Нет. Можно определить, только зная палочку(«-» эбонит, «+» стекло).

А теперь ещё раз поднесём к электроскопу заряженную эбонитовую палочку. Что происходит с его листочками?

Если листочки расходятся сильнее, значит мы добавляем заряд того же знака.

Поднесём к электроскопу кусочек меха, которым натирали палочку. Угол между листочками уменьшится. Значит, заряд на электроскопе уменьшается.

Сделаем вывод, как определить, уменьшается или увеличивается заряд на электроскопе?

По углу между его листочками.

Демонстрация электрометра (развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы).

Существует ещё один вид электроскопа – электрометр. В нём вместо листочков находится металлическая стрелка, которая закреплена на металлическом стержне. Когда она заряжается от электрометра, то отталкивается на некоторый угол.

В чём ещё отличие приборов?

Он имеет шкалу. Это позволяет качественно определить значение величины заряда.

Первичное закрепление материала (развитие наблюдательности, монологической речи, умений применять знания в новых ситуациях). Самостоятельно с последующей проверкой.

1.Какому электроскопу сообщили больший по модулю электрический заряд?

hello html 2be927ad

(Второму, т.к. его листочки разошлись на больший угол).

2.На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки.

hello html m26f4452ahello html 7139dedd

На втором рисунке – отрицательный. Так как угол увеличился, то ему добавили заряд того же знака).

3. К заряженному электроскопу поднесли заряженную палочку. Что можно сказать о зарядах палочки и электроскопа?

hello html 3cccf62a

(Палочка и электроскоп имеют заряды одного знака, т.к. угол между листочками электроскопа увеличился).

Беседа ( развитие умений выдвигать т доказывать гипотезы, развитие монологической и диалогической речи).

Мы рассмотрели взаимодействие наэлектризованных тел. Давайте выясним, как оно передается?

( Учащиеся выдвигают гипотезы, которые затем обсуждаются всем классом).

Подобные опыты изучались учеными долгие годы. Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались Д. Максвелл и М.Фарадей, и было установлено, что вокруг наэлектризованной палочки обнаруживается электрическое поле, которое действует на легкие кусочки бумаги, гильзу и т. д., вызывая их движение. Электрическое поле невозможно увидеть или воспринять каким-либо органом чувств. Обнаружить его существование можно только по его действию на другие электризованные тела. Так, эбонитовая палочка в результате трения о шерсть приобретает свойство образовывать электрическое поле. Заряд является источником электрического поля, т. е. вокруг любого электрического заряда существует электрическое поле.

Демонстрация опыта( развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы).

Опыт с наэлектризованной эбонитовой палочкой и кусочком ватки. Подносим наэлектризованную эбонитовую палочку к ватке. Ватка прилипает к палочке. Затем резко

встряхиваем палочку, чтобы ватка отпала, и сразу подносим к ней снизу наэлектризованную палочку. Ватка поднимается вверх.

Вывод: Под действием поля, возникшего вокруг заряженного тела, ватка поднимается вверх.

-Поднявшись вверх, ватка изменила свою скорость?

-В результате чего тело может изменить свою скорость?

Вывод: тело может изменить свою скорость под действием силы.

Электрическое поле, созданное зарядом, находящимся на палочке, действует с силой на заряд, находящийся на ватке. Чтобы ответить на вопрос, от чего зависит величина этой силы, посмотрим опыт.

Демонстрация опыта( развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы).

Отклонение заряженного шарика от наэлектризованного тела.

Вывод : величина этой силы зависит от расстояния между шариками и величины

зарядов, находящихся на электризованном теле.

Анализируя предыдущий опыт, скажите, каким характерным свойством обладает электрическое поле?

-Основным свойством электрического поля является его способность действовать на

электрический заряд с некоторой силой.

Электрическое поле материально, т. е. реально существует.

Особенности поля и вещества:

1. Электрическое поле связано с электрическим зарядом, без поля заряд не существует.

2. Электрическое поле не воспринимается органами чувств. Оно обнаруживается только по его действию на другие заряженные тела. С удалением от заряженного тела электрическое поле ослабевает, при приближении — усиливается.

3. Вещество занимает определенный объем, а поле не ограничено пространством.

4. Вещество непроницаемо, т. е. там, где расположено одно тело, не может находиться другое. В одной и той же точке пространства может находиться несколько полей.

Определение: электрическое поле есть один из видов материи, который существует вокруг заряженных тел и действует на заряженные тела или частицы вещества. После этого

Читайте также:  багажный бокс на крышу евродеталь

учащиеся приводят примеры, доказывающие существование электрического по ля во круг заряженных тел.

Закрепление материала ( проверить готовность учащихся к применению знаний ).

1. Как можно обнаружить электрическое поле?

2. Как на опытах можно доказать, что электрическое поле действует на заряженные тела с силой?

Источник

Презентация к уроку физики в 8 классе»Электроскоп. Электрическое поле»

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по физике в 8 классе Электроскоп. Электрическое поле Учитель физики высшей квалификационной категории Истомина М.В.

Повторение теоретического материала

Как взаимодействуют между собой наэлектризованная палочка и подвешенный шарик?

Определите знак заряда шарика, подвешенного на нити

Экспериментальная задача Оборудование: стеклянная палочка, эбонитовая палочка, шерсть, гильза из фольги, подвешенная на нити. Докажите, что стеклянная и эбонитовая палочка при электризации получают заряды противоположных знаков.

Электроскоп – это простейший прибор для обнаружения электрических зарядов. Слово электроскоп происходит от греческих электрон и скопео(наблюдать). Действие прибора основано на взаимодействии заряженных тел. Электроскоп

Какому электроскопу сообщили больший по модулю электрический заряд?

На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки

На рисунке один и тот же заряженный электроскоп. Определите знак заряда поднесённой к электроскопу палочки

К заряженному электроскопу поднесли заряженную палочку. Что можно сказать о зарядах палочки и электроскопа?

Электрическое поле есть один из видов материи, который существует вокруг заряженных тел и действует на заряженные тела или частицы вещества

Домашнее задание § 26, 27. Упражнение 19(стр. 82).

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

a loader

Номер материала: ДБ-380237

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

placeholder

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения создаст цифровую платформу для колледжей по конструированию программ

Время чтения: 2 минуты

placeholder

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Разработка урока по физике в 8-м классе по теме «Электроскоп. Электрическое поле»

Разделы: Физика

Ход урока

I. Повторение. Проверка домашнего задания.

С целью повторения материала, изученного на предыдущем уроке, провести краткий фронтальный опрос (на экране демонстрируются слайды с вопросами):

Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают?

Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Приведите примеры.

Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры.

Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.

Правильно ли выражение: “При трении создаются заряды”? Почему?

II. Изучение нового материала (слайд на экране).

1. Для изучения свойств заряженных тел издавна пользовались электроскопами. Конструкция их проста: через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листика тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом.

Демонстрируя устройство и принцип действия электроскопа, учитель задает учащимся вопросы:

Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело?

Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?

2. Проводники и диэлектрики.

Понятие о проводниках и диэлектриках можно ввести на основании опытов. Возьмем два электрометра и один из них зарядим. Соединяя электрометры металлической палочкой, убеждаемся, что электрический заряд передается от одного электрометра к другому.

(Работа с информационной системы Библиотека наглядных пособий “Физика. 7-11 класс”)

Тела, обладающие таким свойством, называются проводниками. К хорошим проводникам относятся металлы, растворы кислот, щелочей, солей и т.д. Соединяя электрометры каучуковой палочкой, убеждаемся, что заряд в этом случае не передается. Эти вещества называются изоляторами (или диэлектриками). Диэлектриками являются фарфор, эбонит, стекло, резина, пластмассы, воздух и др.

Обратимся к электронному словарю.

3. Электрическое поле.

Согласно учению английских физиков Фарадея и Максвелла, вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле.

Читайте также:  межкомнатная дверь florence 62002

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой. Силу, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называют электрической силой.

Для конкретизации представлений учащихся об электрическом поле полезны демонстрации опытов с султанами и демонстрация спектров электрического поля.

(Демонстрация производится с информационной системой Библиотека наглядных пособий “Физика. 7-11 класс”).

Демонстрация спектров электрического поля, возникающего вокруг заряженных тел, помогает создать у учеников геометрический образ электрического поля.

III. Закрепление изученного

Источник

Открытый урок по теме «Электрическое поле» (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8

Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать

1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)

Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.

Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.

2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

3. Работа у доски

На доске нарисованы рисунки взаимодействия зарядов (рис. 1). Необходимо определить знак шарика со знаком вопроса.

img1

Учитель: Мы повторили изученный материал. А для того, чтобы узнать новую тему, проверим домашнее задание. На дом был задан кроссворд. (На доске нарисован кроссворд) Проверим, что у вас получилось.

4. Проверка кроссворда (рис.2)

img2

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

5. Постановка задачи урока

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.

7. Основной материал.

Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.

Демонстрация электрических спектров

Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

Вопрос классу: Какой вывод можно сделать? (Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются)

Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).

img3

А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

Вопрос классу: Что мы видим? (Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются) (рис. 4).

img4

(Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

Другие свойства и виды силовых линий мы посмотрим по видеоматериалу [2].

8. Закрепление материала.

9. Домашнее задание.

1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191.

2. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Электростатика. Свойства силовых линий. Телекомпания СГУТВ, 2006.

Источник

Оцените статью
Мой дом
Adblock
detector