Демократия всегда есть распутье, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны (Павел Новгородцев)
В данном высказывании известного российского правоведа и философа говорится о характерных свойствах демократии, о её достоинствах и недостатках. Главная мысль Павла Новгородцева состоит в том, что демократия является таким политическим режимом, при котором всегда существует несколько альтернативных путей и решений. А у народа есть право выбора дальнейшей судьбы государства.
Я считаю данное утверждение абсолютно верным. Демократия действительно предоставляет возможность выбора различных путей развития государства и общества, ведь в её основе – многообразие мнений и идеологий, выборность и сменяемость власти.
Рассмотрим теоретические аспекты данной цитаты немного подробнее. Демократией называется такой способ политической организации общества, который основан на признании народа в качестве единственного источника власти, а также наделении граждан правами и свободами, к которым относится и право участвовать в управлении государством. Одним из ключевых признаков демократии является политический плюрализм. Он выражается в свободе слова, наличии оппозиции и постоянном легальном столкновении интересов разных политических партий, их дискуссии и конкуренции. Наряду с регулярной сменяемостью власти, которая также является обязательным признаком демократии, это и обеспечивает то самое «распутье», о котором говорит Павел Новгородцев.
В качестве яркого примера из мировой истории, хотелось бы вспомнить о том, что Адольф Гитлер и его национал-социалистическая рабочая партия пришли к власти законным путём: в результате выборов. В 20-30-х годах ХХ века в Германии сложилась благоприятная обстановка для прихода к власти политической силы ультраправого толка. Радикальные патриотические и антисемитские идеи Гитлера и его соратников по партии нашли отклик у немецких избирателей. К сожалению, этот выбор оказался роковым. Из демократического государства Германия превратилась в тоталитарное. А Гитлер и его сообщники развязали чудовищную мировую войну.
Второй пример возьму из современной действительности, воспользовавшись данными из средств массовой информации. В Греции, которая долгое время не могла выбраться из экономического кризиса, правящая правая партия «Новая демократия» провозгласила «политику жёсткой экономии», нацеленную на избавление от хронического бюджетного дефицита и постепенную выплату внешних долгов. В рамках данной политики, правительство пошло на непопулярные меры – сокращение зарплат, социальных выплат, ликвидацию некоторых льгот.
Это вызвало недовольство, и по всей стране начались забастовки, усугубившие кризис. Были объявлены досрочные выборы, по итогам которых правящая партия перешла в разряд парламентского меньшинства и оппозиции. Её место у руля власти заняла партия «СИРИЗА», члены которой резко сменили экономический курс. Таким образом, мы видим, что народ сыграл ключевую роль на этапе выбора дальнейшего курса, по которому будет развиваться политика и экономика государства.
Подводя общую черту под своими рассуждениями, я хотел бы сделать следующие выводы. Демократия является вариативным политическим режимом, который позволяет народу корректировать и изменять курс государства легальным образом, без революций и гражданских войн. Всегда существует несколько вариантов дальнейшего развития, и повлиять на выбор главного из них могут сами граждане.
Эссе демократия всегда есть распутье система открытых дверей расходящихся в неведомые стороны
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Только сердце делает человеком — всё остальное вздор». (Петроний)
29.2 Экономика: «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (М. Вебер)
29.3 Социология, социальная психология: «Любовь к Родине начинается с семьи». (Ф. Бэкон)
29.4 Политология: «Демократия всегда есть распутье. система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны». (П.И. Новгородцев)
29.5 Правоведение: «Нет преступления, не указанного в законе». (Положение римского права)
1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание:
1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д.
1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается.
2. Структура мини-сочинения:
2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы:
2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла).
2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл).
2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы:
2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться:
— из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;
— из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;
— из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов.
3. При написании мини-сочинения, важно помнить:
3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости.
3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы).
3.3. Необходимо избегать обыденного языка.
3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии.
3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
№ | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 | 1 | 0 | ||||||||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) | 2 | 2 | 1 | 0 | |||||||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||
29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов | 1 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||
2 | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
0 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. Эссе демократия всегда есть распутье система открытых дверей расходящихся в неведомые стороныВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 29.1 Философия. «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский) 29.2 Экономика. «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон) 29.3 Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова) 29.4 Политология. «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». (П.И. Новгородцев) 29.5 Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер) 1. Задание является альтернативным, то есть необходимо выбрать одно высказывание из пяти, выписать цитату и ее номер, прежде чем приступить к написанию мини-сочинения. На что следует обратить внимание: 1.1. Раздел обществознания, в контексте которого дано высказывание. Именно от него зависит сфера, в которой приводится аргументации, используемые обществоведческие понятия и т. д. 1.2. Смысл высказывания должен быть полностью понятен учащемуся. Если он раскрывается неверно, мини-сочинение не читается за К1 (первый критерий) выставляется 0 баллов и само мини-сочинение не оценивается. 2. Структура мини-сочинения: 2.1. Необходимо объяснить смысл высказывания. В данной части необходимо выделить ключевую идею или идеи высказывания. (К1, макс. 1 балл) Не допускается: подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания; прямой пересказ, перефразирование приведённого высказывания или последовательное объяснение каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом. 2.2. Необходимо на теоретическом уровне раскрыть каждый аспект основной идеи или идей авторского высказывания. Необходимые элементы: 2.2.1. Использование ключевых для основной идеи или идей высказывания обществоведческих понятий, их объяснение, а также теоретических положений, раскрывающих идею или идеи высказывания. Важно, чтобы они соответствовали разделу обществознания, в котором дано высказывание. (К2, макс. 2 балла). 2.2.2. В контексте хотя бы одной выделенной идеи с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод (К3, макс. 1 балл). 2.3. Необходимо привести не менее двух примеров из разных сфер, которые будут подкреплять теоретическую аргументацию. (К4, макс 2 балла) Необходимые элементы: 2.3.1. Использовать примеры из разных источников. В качестве источников могут использоваться: — из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб; — из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.; — из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники. 2.3.2. Каждый пример должен на практике отражать теоретические положения аргументов. 3. При написании мини-сочинения, важно помнить: 3.1. В структуре необходимо избегать внутренней противоречивости. 3.2. Каждая часть должна органически входить в структуру мини-сочинения (аргументация соответствует аспектам проблемы, обозначенным в объяснении высказывания, а фактические примеры иллюстрируют теоретические аргументы). 3.3. Необходимо избегать обыденного языка. 3.4. Необходимо избегать грубых грамматических ошибок, особенно, в обществоведческой и иной предметной терминологии. 3.5. Наличие ошибочных, с точки зрения научного обществознания, а также смысловых и фактических ошибок ведет к снижению баллов по К2 и/или К4, в зависимости от характера ошибки.
|