- Персонажи, которые ломали четвертую стену в комиксах
- Персонажи,которые ломали 4 стену
- 38 лучших моментов, где Дэдпул ломает 4-ю стену! Часть 1
- 38. Убивает своих читателей
- 37. Переверни эту @$%*ную страницу
- 36. Дэдпул убивает Дэдпула
- 35. Маленькие боксы
- 34. Приглашает каждого персонажа Marvel на свою свадьбу
- 33. Дэдпул убивает всю Вселенную Marvel
- 32. Забавляется над глупыми костюмами
- 31. Пародирует саундтрек «Человека-паука»
- 30. Воспоминания Дэдпула
- 29. Отсылка к игре «Street Fighter»
- 28. Просит Человека-паука об автографе
- 27. Самопродвижение
- 26. Увлечение Шторм и Мисти Найт
- 25. Активное высмеивание других персонажей в своем комиксе
- 24. Командное чувство
- 23. Здравый смысл
- 21. Отсылки к прошлым приключениям
- 20. Это его комикс
- 19. Косплеит Бэтмена
- Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
- Комиксы
- Фильмы
- Сериалы
- Книги
Персонажи, которые ломали четвертую стену в комиксах
Четвёртая стена — это понятие из театра. В театральных выступлениях действие ограничивается тремя стенами, краями сценами. Четвёртая стена — невидимый барьер между актёрами и зрителями. Ломать четвёртую стену — значит, обращаться к зрителям. В данном случае — читателям.
Многие любят Дедпула не только за его искромётный юмор и острую сатиру, и даже не только за полную беспощадность в битвах с врагами, но и за его полную долбанутость, которая выражается в разговорах с его внутренним голосом — и с ломанием четвёртой стены. Но Дедпул — не единственный персонаж, способный так или иначе выходить за рамки комикса. В комиксах DC и Marvel таких персонажей, серьёзных и долбанутых, навалом, и сегодня — их день.
Локи Лафейсон, главный враг Тора, асгардский бог-трикстер, любитель приколов и всего такого, тоже знает о своей жизни в комиксе. В нескольких комиксах он обращался напрямую к читателям, либо упоминал, что события происходят в комиксах. А ещё в одном из комиксов он спорил с голосом рассказчика, пытаясь сорвать со страницы «облачка» с текстом «от автора».
Вебедайя Килгрейв, также известный, как Фиолетовый Человек (Purple Man), неоднократно портивший нервы Сорвиголове и Джессике Джонс (но спасовавший перед мощью Доктора Дума), пытался убедить Джессику, что весь мир — это комикс, её комикс, а она просто выпендривается, чтобы оставаться главной героиней своего комикса. Джессика не разделяла его уверенность в существовании четвёртой стены, и считала его утверждения простым бредом.
В ранних своих комиксах Женщина-Халк порой ломала четвёртую стену. В частности, она рвала страницы комиксов, а пару раз даже вступала в словесную перепалку с писателями и художниками.
(Эй, грёбаные извращенцы, какого фига вы меня опять в эротическое рваньё нарядили? Вам по голове настучать?!)
В одном из комиксов, пока Женщина-Халк бытовала с Героями по Найму (Heroes for Hire), сюжет «провис», она обвинила в этом сценариста и уволила его. В более свежих комиксах она уже не ломает четвёртую стену — но в издании Официальной Энциклопедии Вселенной Marvel (OHOTMU) 2007 года сказано, что способность у неё осталась, просто Женщина-Халк её не использует, чтобы не нервировать окружающих.
Наблюдатель Уату (Uatu the Watcher)известен не только своим выборочным соблюдением политики невмешательства, но и своим умением толкать пафосные речи. В большинстве выпусков комикса «Что, если…», повествующего о параллельных вселенных, Уату даёт вступление, обращаясь к читателям, и таким образом ломая четвёртую стену.
(Как вы знаете, Брюс Бэннер стал Халком, попав под воздействие гамма-радиации. Но что, если бы всё было совсем иначе? Смотрите — и вы увидите…)
7.Бэт-Майт и Мистер Миксизпитлик
В комиксах DC в первую очередь стоит отметить двух шаловливых бесов из Пятого Измерения — Бэт-Майта (он же Чёрный Чертёнок, на картинке) и Мистера Миксизпитлика. Один — фанат Бэтмэна, время от времени устраивавший ему лишние проблемы. (Мой кумир может выкрутиться из любой беды! Готов поспорить, если я заброшу его в яму с радиоактивными крокодилами, стены которой состоят из банановых шкурок, он и оттуда выберется!), другой обожает прикалываться над Супермэном. Оба знают, что являются персонажами комикса, и иногда обращаются к читателям.
Апогей в отношениях этих двух всемогущих персонажей настал в комиксе World’s funnest, где они начали драться, в ходе драки уничтожили Мультивселенную, после чего восстановили всё как было.
В ту же степь можно отнести и Засадного Клопа (Ambush Bug), некоторое время бывшего врагом Супермэна, но со временем ставшего нейтральным, и даже отчасти положительным персонажем. Совершенно чокнутый дядька по имени Ирвин Шваб, умеющий телепортироваться, и не просто ломающий четвёртую стену, а практически живущий этим. С его стороны (особенно в более поздних комиксах) постоянно летят фразочки типа «Срочно дайте мне сценарий и три страницы диалогов! 52. ». После Флешпоинта он стал журналистом с канала Channel 52, и теперь он, почти как Наблюдатель, в конце комиксов кратко излагает читателям текущую обстановку во вселенной DC.
Комиксы про Человека-Животное (Animal Man) некоторое время писал Грант Моррисон, и в это время Человек-Животное активно ломал четвёртую стену. Доходило даже до того, что персонаж встретился с самим писателем и перетёр с ним за жизнь. Хотя Животному вообще карьеру как только не искривляли — его комиксы неоднократно резко меняли направленность.
Уильям Хэнд, суперзлодей по прозвищу «Чёрная Рука» (Black Hand), враг Зелёного Фонаря, в относительно свежих комиксах известен, как маньяк, некрофил и один из организаторов Темнейшей Ночи — зловещего зомби-апокалипсиса вселенной DC. Но в ранних комиксах была более известна другая его фишка — наглое ломание четвёртой стены. Появившись в кадре без костюма, он мог озвучить свой план:
(Не узнали? Это я, Уильям Хэнд! Я присутствовал тремя страницами ранее, в костюме — а сейчас я заполняю паузу в сюжете объяснением своего плана!)
В графическом романе «Лечебница Аркхэм» Грант Моррисон предположил, что психическое состояние Джокера было ранее беспрецедентной формой «суперздравомыслия». Это значит, что Джокер видит окружающий его мир, как никакой другой персонаж комиксов, также он понимает, что является персонажем комикса.
Персонажи,которые ломали 4 стену
Всем привет!С вами Барт.Сегодня я расскажу о персонажах,которые ломали четвертую стену в комиксах!
Четвёртая стена – это понятие из театра. В театральных выступлениях действие ограничивается тремя стенами, краями сценами. Четвёртая стена – невидимый барьер между актёрами и зрителями. Ломать четвёртую стену – значит, обращаться к зрителям. В данном случае – читателям.
Многие любят Дэдпула не только за его искромётный юмор и острую сатиру, и даже не только за полную беспощадность в битвах с врагами, но и за его полную долбанутость, которая выражается в разговорах с его внутренним голосом – и с ломанием четвёртой стены. Но Дэдпул – не единственный персонаж, способный так или иначе выходить за рамки комикса. В комиксах DC и Marvel таких персонажей, серьёзных и долбанутых, навалом, и сегодня – их день.
Локи Лафейсон, главный враг Тора, асгардский бог, любитель приколов и всего такого, тоже знает о своей жизни в комиксе. В нескольких комиксах он обращался напрямую к читателям, либо упоминал, что события происходят в комиксах. А ещё в одном из комиксов он спорил с голосом рассказчика, пытаясь сорвать со страницы “облачка” с текстом “от автора”.
В ранних своих комиксах Женщина-Халк порой ломала четвёртую стену. В частности, она рвала страницы комиксов, а пару раз даже вступала в словесную перепалку с писателями и художниками.
«Эй, грёбаные извращенцы, какого фига вы меня опять в эротическое рваньё нарядили? Вам по голове настучать?! «
Наблюдатель Уату известен не только своим выборочным соблюдением политики невмешательства, но и своим умением толкать пафосные речи. В большинстве выпусков комикса “Что, если…”, повествующего о параллельных вселенных, Уату даёт вступление, обращаясь к читателям, и таким образом ломая четвёртую стену.
«Как вы знаете, Брюс Бэннер стал Халком, попав под воздействие гамма-радиации. Но что, если бы всё было совсем иначе? Смотрите – и вы увидите…»
7.Бэт-Майт и Мистер Миксизпитлик
В комиксах DC в первую очередь стоит отметить двух шаловливых бесов из Пятого Измерения – Бэт-Майта и Мистера Миксизпитлика. Один – фанат Бэтмэна, время от времени устраивавший ему лишние проблемы, другой обожает прикалываться над Супермэном. Оба знают, что являются персонажами комикса, и иногда обращаются к читателям.
Апогей в отношениях этих двух всемогущих персонажей настал в комиксе World’s funnest, где они начали драться, в ходе драки уничтожили Мультивселенную, после чего восстановили всё как было.
Комиксы про Человека-Животное некоторое время писал Грант Моррисон, и в это время Человек-Животное активно ломал четвёртую стену. Доходило даже до того, что персонаж встретился с самим писателем и перетёр с ним за жизнь.
«Не узнали? Это я, Уильям Хэнд! Я присутствовал тремя страницами ранее, в костюме – а сейчас я заполняю паузу в сюжете объяснением своего плана!»
В графическом романе “Лечебница Аркхэм” Грант Моррисон предположил, что психическое состояние Джокера было ранее беспрецедентной формой “суперздравомыслия”. Это значит, что Джокер видит окружающий его мир, как никакой другой персонаж комиксов, также он понимает, что является персонажем комикса.
Прайм хотел знать обо всём, что происходит в других мирах, и читал ]«Приключенческие Комиксы» (Adventure Comics) в своём подвале. И вот однажды, читая последнюю страницу 4-го номера «Приключенческих Комиксов», он запаниковал и убежал из дома
В магазине Прайм потребовал у продавца 5-й номер «Приключенческих Комиксов», но продавец сказал, что 4-й номер вышел недавно, а 5-й ожидается только в декабре. Кларк спросил у продавца, знает ли тот, что случится с Супербоем-Праймом в следующих номерах. Продавец зашёл в интернет и сказал, что там могут быть спойлеры, т.е. информация о дальнейшей судьбе Прайма может быть уже в сети.
Бой между Супербоем-Праймом и Чёрными Фонарями добрался до офиса одного из авторов DC Comics, Дэна Дидио (DanDidio). Дэн был шокирован увиденным и, тем более, он не знал, что Супербой-Прайм существует в реальном мире.
Спасибо всем за внимание и до скорой встречи!
38 лучших моментов, где Дэдпул ломает 4-ю стену! Часть 1
В перерывах между поеданием чимичанги и прокалыванием своего тела пирсингом, Дэдпул (Deadpool) старается общаться со своими поклонниками. Существует не так много героев комиксов, любящих разрушать 4-ю стену (то есть устанавливать прямой контакт с читателем/зрителем), но Дедпул именно тот персонаж, который ломает сложившиеся стереотипы и делает он это очень смешно и классно.
Дэдпул является одним из наиболее интересных и веселых творений Marvel, который в последствии стал культовой фигурой Вселенной комиксов, несмотря на то, что впервые он был представлен в качестве пародии на персонажа Дэфстроук (Deathstroke), выдуманного DC Comics. Он принимал участие во множестве различных комикс-историях, графических романов, интересных и популярных видеоигр, а также сотрудничал с другими известными персонажами, такими, как: Росомаха, Домино, Сорвиголова, Человек-паук. На недавнем фестивале комиксов Comic Con был впервые презентован трейлер нового фильма, в котором главным героем выступит Дэдпул. Кстати, в фильме его сыграет Райан Рейнольдс. Раз уж заговорили о фильме, то давайте посмотрим дебютный трейлер, в котором уже есть примеры, где Дедпул ломает 4-стену.
38. Убивает своих читателей
37. Переверни эту @$%*ную страницу
На самом деле Дэдпул достаточно часто дает советы своим поклонникам на счет того, как правильно читать комиксы. Если вы устали от длинных вступительных монологов, то почему бы вам просто не «перевернуть эту @$%*ную страницу»? Именно такой совет дает своим читателям Дедпул. Скажите, сколько еще героев комиксов знают, что некоторые их высказывания запрещено издавать в печати?
36. Дэдпул убивает Дэдпула
Разве можно придумать что-то более интересное и захватывающее, чем комикс, в котором главный герой должен убрать другие версии самого себя?
35. Маленькие боксы
Как известно, в комиксе разговоры Дэдпула с самим собой отображаются в форме квадратных боксов рядом с обычными диалоговыми окнами. Именно эти боксы лучше всего демонстрируют разрушение барьеров, отделяющих комикс и читателей, ведь сам главный герой, знает о существовании боксов.
34. Приглашает каждого персонажа Marvel на свою свадьбу
Одна из наиболее известных обложек комиксов в истории, Deadpool #27 (дизайн которой разработал Скотт Коблиш), вошла в Книгу рекордов Гиннеса, как обложка, на которой размещены наиболее узнаваемые персонажи комиксов. Каждый из персонажей были гостями на свадьбе Уэйда Уилсона, несмотря на то, что многие из них являлись злейшими врагами друг друга.
Это потрясающий пример того, как Дэдпул, фактически, произвел взаимопроникновение в различные вселенные Marvel.
33. Дэдпул убивает всю Вселенную Marvel
Комикс, в котором Дэдпул убивает Вселенную Marvel, пожалуй, пользуется еще большей популярностью, чем история, повествующая об убийстве Дэдпулом других своих воплощений. Это действительно самая крутая сюжетная линия приключений Дэдпула – он просто убирает главных героев Вселенной Marvel, без эпичных битв, просто жестоко их убивает.
Данная задумка Marvel на самом деле кажется сумасшедшей, но, в то же время, она является основой для создания замечательного сюжета.
32. Забавляется над глупыми костюмами
В комиксной истории Дэдпула можно увидеть несколько дурацких костюмов, над которыми главный герой никогда не боялся откровенно насмехаться. Особенно смешно он сделал это во время собственного обряда жертвоприношения, когда увидел костюм петуха.
31. Пародирует саундтрек «Человека-паука»
«Он разговаривает? Лучше спроси: Он когда-нибудь затыкается?» Это замечательная пародия на саундтрек фильма «Человек-паук», а также хороший пример того, как «Болтливый наемник» наконец-то перестал беспрерывно разговаривать. Это просто гениально.
30. Воспоминания Дэдпула
Иногда во время разговоров Дэдпула с самим собой с помощью маленьких боксов, можно проследить в них небольшие отсылки к прошлому героя, это проявляется в форме воспоминаний «Болтливого наемника».
Преданные поклонники приключений Дэдпула наверняка распознают эти тонкие отсылки. Например, в некоторых моментах Дэдпул спорит сам с собой и вспоминает неприятные для себя моменты, которые происходили в предыдущих эпизодах.
29. Отсылка к игре «Street Fighter»
Даже Рю, один из наиболее популярных героев видеоигр, не застрахован от легкой пародии в исполнении Дэдпула. Его прием, Восходящий кулак Дракона (Shoryuken), является культовым в игровой индустрии и Дэдпул также решил им воспользоваться, несмотря на то, что по сюжету комикса никто не знает о существовании такой игры, как «Street Fighter».
28. Просит Человека-паука об автографе
27. Самопродвижение
Ничто так не привлекает внимание читателя, чем действия супергероя или суперзлодея, направленные на свое продвижение в необычайно дерзкой манере. Именно это делает и Дэдпул, однако это получилось у него довольно скромно.
К тому же, голос в желтом боксе говорит, что на деле эти действия оказываются немного разочаровывающими, самопродвижение Дэдпула выглядит достаточно нелепо.
26. Увлечение Шторм и Мисти Найт
Дэдпул любит красивых девушек, предпочтение он отдает именно супергероиням. Он также имеет некоторые фантазии, связанные с девушками с суперспособностями. Так, при любой возможности «Болтливый наемник» просит девушек одеваться как персонажи из других комиксов – это типичная перекрестная отсылка к другим комиксным историям.
25. Активное высмеивание других персонажей в своем комиксе
Один из наиболее интересных талантов Дэдпула – это активное использование шуток других персонажей, а также подшучивание над ними. Даже самые прямолинейные персонажи (такие, как Сорвиголова) становятся в истории Дэдпула невероятно смешными. В комиксах, видеоиграх и сериалах с участием Дэдпула они все танцуют под его дудку.
24. Командное чувство
Тема объединения является также достаточно популярной в комиксах. В качестве успешного примера создания команды супергероев можно привести серию фильмов о Мстителях. Дэдпул также объединяется с некоторыми величайшими персонажами Marvel.
В частности, в одном из комиксов он формирует команду вместе с Человеком-пауком. И он называет это «командным чувством» (на манер «паучьего чувства»). Такой ход очень понравился поклонникам (ведь многие фанаты Дэдпула активно симпатизируют Человеку-пауку) и стал прекрасной отсылкой к истории знаменитого Человека-Паука.
23. Здравый смысл
И снова Дэдпул отдает дань Человеку-пауку с его паучьим чувством. Конечно, учитывая то, что сам Дэдпул не обладает каким-либо чутьем, которое предупреждает его об опасности, данное чувство однозначно пригодится ему.
21. Отсылки к прошлым приключениям
Данное изображение демонстрирует, что Дэдпул вновь отсылает своего поклонника к прошлым приключениям. На этот раз отсылка делается действительно тонко и гениально (по-прежнему с использованием желтых боксов!), что еще больше захватывает поклонников приключений Дэдпула. Только в случае с этим супергероем такие отсылки могут быть настолько привлекательными и подходящими.
20. Это его комикс
Один из наиболее интересных моментов приключений Дэдпула касается его супергеройских приятелей, к которым он часто обращается или делает отсылки в своих историях. И они делают всё что он скажет, ведь это его комикс.
19. Косплеит Бэтмена
Если вы обладаете одним из наиболее своенравных персонажей комиксов всех времен и народов, который, к тому же, любит нарушать правила, то почему бы не использовать его для подшучивания над наиболее культовым героем, пожалуй, самого известного конкурента? Поэтому Дэдпул, клоунский принц Вселенной Marvel был использован в качестве смешной пародии на персонажа DC Comics – Бэтмена. Достаточно интересно наблюдать за тем, как Дэдпул подшучивает над персонажами, которые даже не существуют в его собственной Вселенной.
Как вам персонаж «Дэдпул»? Пишите свое мнение ниже!
Они ломают четвертую стену! Что означает этот прием и как он используется в поп-культуре
Смысл «Четвертой стены» очень прост — это граница между актерами и зрителями.
Термин был придуман в 18 веке философом-просветителем Дени Дидро и долгое время существовал исключительно в рамках театрального искусства. Только в 20 веке он стал ассоциироваться и с другими видами поп-культуры.
И разрушение четвертой стены со временем стало популярным ходом в различных фильмах, сериалах, книгах, комиксах, играх и так далее. Выглядеть это разрушение может по-разному. Например, персонаж может обращаться напрямую к зрителю, или закадровый голос может «ставить на паузу» фильм, чтобы пояснить какой-то поступок. Иногда хватает даже буквального кивка или улыбки в адрес аудитории.
Все эти способы разрушения в неумелых руках грубо вырывают нас из повествования. Зато в умелых — еще глубже в это повествование затаскивают, позволяя зрителю или читателю ощутить себя не просто человеком, наблюдающим со стороны, а частью истории, ее непосредственным участником.
И эту формулу до максимума доводит комикс Unbelievable Gwenpool. «Гвенпул» — это псевдоним девушки по имени Гвен Пул (Gwen Poole). Персонаж родился на волне популярности Гвен Стейси из параллельной вселенной. Карикатурную обложку, где Гвен Стейси была изображена в виде Дэдпула (в розовых тонах), превратили в полноценного героя, которого добавили во вселенную Marvel, чтобы провести эксперимент.
Смысл его прост: Гвенпул осознает, что она в комиксе. Но, в отличие от Дэдпула, который это тоже осознает, девушка способна манипулировать страницами, перемещаться по ним, использовать текстовые «пузыри», как ей угодно. В конце концов, Гвенпул может спойлерить персонажам то, что, как они думают, никто не знает.
И это выглядит очень круто и необычно. Вы не найдете ничего подобного ни в одной из актуальных серий Marvel. Причем Гвенпул удается не повторяться, максимально разнообразно используя прием разрушения четвертой стены в комиксе. На мой взгляд, этот эксперимент у Marvel удался.
Но Гвенпул, конечно же, не была первой и однозначно не будет последней.
В этом материале мы решили вспомнить самые яркие случаи, когда герои взаимодействовали со зрителем, игроком и читателем, выбираясь за границы произведений.
Комиксы
Если отбросить очевидное и не упоминать Дэдпула, который обожает общаться с читателем и упоминать другие комиксы о себе, то самым ярким примером разрушения четвертой стены в комиксах можно назвать Animal Man от Vertigo.
В этом комиксе сценарист Грант Моррисон позволяет Бадди Бейкеру сломать преграду между вымышленным и реальным мирами и в буквальном смысле встретиться с Творцом.
Еще пример — в комиксах DC есть персонаж Супербой-Прайм. Его родной мир — Земля, идентичная нашей. В ней существуют комиксы о Лиге справедливости, Супермене и других героях DC. Так вот однажды его, как и других Суперменов в Мультивселенной, просят помочь остальным, и он, попадает в комикс вместе с теми героями, о которых он читал в своем родном мире. Правда, потом он сходит с ума и начинает уничтожать всех на своем пути. Но это детали.
В комиксе Sensational She-Hulk Дженнифер Уолтерс, она же Женщина-халк, тоже периодически общается с читателем, улыбается ему и даже несколько раз случайно разбивает «пузыри» с текстом.
В спин-оффе Fables — Jack of Fables — в пятом томе появлялся персонаж по имени Eliza Wall. Это персонифицированный акт разрушения Четвертой стены. Она общается с читателем и полностью осознает себя персонажем комикса, упоминая элементы повествования и события на соседних страницах.
В различных играх от Blizzard — Warcraft 2: Tides of Darkness, Warcraft III: Reign of Chaos, StarCraft, StarCraft 2: Legacy of the Void, Heroes of the Storm — можно было услышать реплики персонажей, обращенные к игрокам, если многократно нажать на персонажа. Чаще всего это какая-то шутка или пасхалка от разработчиков.
А иногда они просто выражают неодобрение тем, что стоят без дела. Нечто подобное можно встретить и в ранней «близзардовской» игре The Lost Vikings.
Опять же Дэдпул в одноименной видеоигре Deadpool все также общается с игроком, отвлекаясь от сражений с разнообразными противниками. Например, шутит над тем, как хорошо игрок справляется с управлением и, если плохо, подсказывает, как играть лучше.
В визуальной новелле Doki Doki Literature Club одна из главных героинь — Моника — осознает, что находится в игре.
Она обращается к игроку, признаваясь ему в любви и называя его по имени администратора на компьютере. В папке с игрой появятся различные послания от нее. А если удалить файл Моники в корневой папке — персонаж умрет. Или если стримить игру, то девушка скажет, что нехорошо давать людям подглядывать, после чего выскочит скример.
Еще пример — в серии игр Metal Gear Solid есть несколько примеров разрушения четвертой стены. Например, в Metal Gear Solid босс Psycho Mantis считывает сохранения других проектов Konami на Playstation, упоминая, во что еще игрок играет в данный момент. А в Metal Gear Solid 3: Snake Eater можно было перемотать часы в настройках системы Playstation, и один из боссов умер бы от старости.
Или The Stanley Parable. В этой игре игроку нужно бродить по офисному зданию, все действия главного героя комментирует рассказчик, и иногда он обращается напрямую к игроку, не одобряя сделанный им выбор.
Но величайшие современные мастера разрушения стены — это разработчики игр по мультсериалу South Park (South Park: The Stick of Truth и South Park: The Fractured but Whole) под руководством главного сценариста, создателя оригинального мультфильма Трея Паркера. В The Fractured but Whole Картман вообще очень агрессивно комментирует действия игрока по прохождению игры. И вот что происходит, если при просмотре первой кат-сцены (где рассказчиком, понятное дело, выступает сам Картман) слишком часто нажимать «пропустить»:
Нет, чувак, посмотри, крутая сцена, тебе понравится! Не будь засранцем, смотри. Окей, окей, пропускай, говнюк, козлина (включаются завершающие титры).
Фильмы
В фильме Михаэля Ханеке «Забавные игры» представлен самый яркий пример разрушения четвертой стены в кино.
В «Бойцовском клубе» Дэвида Финчера Брэд Питт произносит один из монологов глядя прямо в камеру, а после камера начинает трястись. Или одной из фишек Тайлера Дердена была порча фильмов, добавлением в них 25 кадра с пенисом. Точно такой же кадр можно на секунду увидеть в конце фильма. Заметить его можно, если вовремя поставить на стоп-кадр.
Еще пример — в фильме Шэйна Блэка «Поцелуй навылет» герой Роберта Дауни-младшего часто комментирует происходящее на экране. Ну и как тут не вспомнить The Last Action Hero по сценарию того же Блэка, где главный герой, подросток Дэнни Мэдиган, прыгает через экран и оказывается внутри боевика ранних 90-х с Арнольдом Шварценеггером в главной роли! Большая часть фильма уходит на убеждение типичного персонажа Арни, разведенного суперкопа с извечной сигарой во рту, что вся его жизнь построена по канону некачественных блокбастеров «каким-то халтурщиком с пишущей машинкой» (то есть самим Блэком).
Очень много примеров разрушения четвертой стены в фильмах «Монти Пайтона». Например, персонажи, потерявшись в лесу, замечают операторов с камерами и понимают, что все в порядке. Или, забыв реплику, герои заглядывают в сценарий, чтобы свериться с тем, что они должны сказать. Подобных элементов очень много в разных фильмах и скетчах «Пайтонов».
Сериалы
Самый яркий пример — «Карточный домик». Фрэнк Андервуд в исполнении Кевина Спейси регулярно общается со зрителем, поясняя свои поступки, выражая эмоции или просто отпуская шутки в адрес окружающих. Этим Фрэнк как бы берет зрителя в соучастники своих злодеяний… на что в свете всех вскрывшихся фактов о Спейси теперь действительно бывает не очень приятно смотреть.
В сериале «Доктор Кто» есть множество примеров, когда персонажи разрушают четвертую стену. Зачастую это проявляется в обращениях Доктора к зрителям. Например, в серии The Feast of Steven он поздравляет их с Рождеством, а в серии Genesis of the Daleks он рассказывает зрителю прямо в камеру о том, что Далеки планируют захватить вселенную.
В аниме-адаптации манги Monogatari Series и Sayonara, Zetsubou-Sensei тоже есть яркие примеры. В первой часто упоминают различные отсылки, а еще там несколько раз упоминали различные популярные аниме-штампы. В Sayonara, Zetsubou-Sensei через персонажей открыто говорилось, что рейтинги шоу падают, поэтому скоро аниме закончится, ведь у сценаристов закончились идеи, а автор оригинала — плохой человек.
Книги
В литературе издавна практикуется сюжетный механизм с «найденной рукописью», где повествователь (он же главный герой) обращается напрямую к читателю. Строго говоря, твердой четвертой стены в книгах (в отличие от фильмов, сериалов, игр, театра и комиксов) никогда не строили — медиум не визуальный, в тексте не всегда присутствует четкая точка зрения, и даже в книгах от третьего лица есть место авторским отступлениям (как у Толстого в «Войне и мире» или у Гюго в «Отверженных»). Но есть книги (и авторы), которые заигрывают с читателем особенно эффектно.
Величайший мастер таких приемов (и величайший писатель вообще, на русском и английском языках) — это Владимир Владимирович Набоков. В его лучшем произведении Гумберт Гумберт не только спойлерит читателю концовку «Лолиты» в первой же главе:
«Можете всегда положиться на убийцу в отношении затейливости прозы»
…но и открыто играет в очень сложные литературные игры, сравнивая свою жизненную ситуацию с произведениями Эдгара По и то и дело намекая, что большую часть происходящего он мог придумать сам… и то и вовсе — все происходящее.
Сама Лолита там — не более чем пламя чресел рассказчика, свеча, отражающаяся во множестве литературных зеркал, расставленных Гумбертом одно против другого (на огромного фаната Набокова в отношении вычурности текста тоже можно положиться). Именно в бесконечности смыслов-отражений и заключается бездонная сложность, неувядающая притягательность и бессмертное качество этой гениальной книги.
Но и в менее удачных вещах Набоков использовал очень интересные приемы нарушения негласной договоренности между автором и читателем что все «происходит взаправду». Вот, например, как начинается одна из последних его вещей, написанная на английском повесть Transparent Things:
Hereʼs the person I want. Hullo, person!
Это рассказчик хищным ястребом набрасывается на приглянувшегося ему персонажа, которого он задумал сделать главным героем своей истории. В русском «переводе» Сергея Ильина все решено совсем уж буквально:
А, вот и нужный мне персонаж. Привет, персонаж! Не слышит.
Концепция ненадежного рассказчика, unreliable narrator, активно используется в триллерах и детективах, от «Убийства Роджера Экройда» Агаты Кристи до Gone Girl Джиллиан Флинн: можно ли принимать слова рассказчика в дневнике за чистую монету, если они могут быть написаны с целью что-то утаить или даже причинить вред укрывшемуся за четвертой стеной человеку? Есть, кстати, и фильм, но мы все же настоятельно рекомендуем читать книгу.
Холмс схватился за два длинных повисших слова — металл был такой холодный, что обжег ему руки, — и уставился сквозь буквенную решетку с выражением человека на необитаемом острове, наблюдающего за тем, как первый увиденный им за долгие годы корабль исчезает из виду. Холмс смотрит на тебя. Он видит смутные очертания комнаты или пространства позади тебя. Он пытается разглядеть твое лицо.