- Как ходят фигуры в шахматах
- Возможности короля
- Перемещение ферзя
- Правила движения слонов
- Движение коня по доске
- Передвижение ладьи
- Правила ходов пешками
- Правила шахмат
- Предисловие
- Правила игры
- Характер и цели игры в шахматы
- Начальная позиция фигур на шахматной доске
- Ходы фигур
- Завершение игры
- Шахматные часы
- Учет результатов
- Как ходят шахматные фигуры?
- Как ходят шахматные фигуры и пешки
- Как ходит король в шахматах?
- Как ходит ферзь в шахматах?
- Рождение ферзя
- Как ходит ладья в шахматах?
- Ладья не замок
- Как ходит слон в шахматах?
- Охват слона
- Как ходит конь в шахматах?
- Нобелевский конь
- Как ходят пешки в шахматах?
- Шахматные фигуры
- Начальная шахматная расстановка фигур
- Ходы шахматных фигур
- Король
- Пешка
- Ладья
- Ферзь
Как ходят фигуры в шахматах
Способности в освоении игры в шахматы у каждого новичка проявляются по-разному, многое зависит от склада ума, стараний, желаний, но первые шаги одинаковы у всех начинающих шахматистов. Первым делом усваиваются правила расстановки фигур перед партией, следующим важным моментом является изучение принципов, как ходят фигуры в шахматах по доске. Их необходимо усвоить каждому желающему приступить к освоению шахмат. Правила передвижения фигур не менялись на протяжении всей долгой истории игры, используются во всех странах.
Возможности короля
Несмотря на то, что король является главной фигурой, без которой игра продолжаться не может, возможности этой фигуры крайне ограничены. Все шахматное войско обязано надежно охранять его от посягательств противника.
В начальной расстановке король располагается в центре на горизонтали 1, если это белые шахматы, или на полосе 8 у черных фигур. Он стоит на клетке другого цвета. То есть, черный король находится на белом поле, белый на черном. Ограничений в направлении движения у фигуры нет. Она может во время игры перемещаться:
Но длина хода короля невелика, составляет всего клетку. У короля есть возможность «убить» противника при условии, что он находится на соседнем поле. Он не должен находиться в зоне действия чужой фигуры. Если у короля нет возможности уйти, укрыться, положение называется «мат», засчитывается поражение.
Перемещение ферзя
Иногда эту фигуру называют королевой, что вполне соответствует ее неограниченным возможностям. Не напрасно по значимости ферзь приравнивается к 9 пешкам, у него есть отличная возможность свободно перемещаться по всей доске, если нет помех. Как и у короля, у королевы есть привилегия, позволяющая двигаться во всех направлениях. Причем фигура способна передвигаться на любое количество полей, независимо от их цвета. Это самый мощный, мобильный участник сражения, жертвовать этой фигурой можно только в самом крайнем случае. Без ферзя выиграть партию очень сложно.
Правила движения слонов
Другое название фигуры «офицер». Эта фигура, действительно, как исполнительный воин может выполнить непростые задачи, сразить противника, находящегося на другой стороне доски. Для слонов существует несколько правил:
Если на диагональных направлениях, доступных для данного офицера, находятся фигуры противника, он может их «съесть». Для этого «убитый враг» убирается, на его место устанавливается слон. Согласно шкале ценностей, 1 офицер заменяет три пешки.
Движение коня по доске
У шахматного коня самая сложная траектория, эта фигура ходит по пути в форме буквы «Г». Для того чтобы ее переставить, нужно отсчитать три клетки по горизонтали или вертикали и одну клетку вправо или влево. Цвет полей для коня значения не имеет, всего у фигуры, стоящей в трех клетках от края или далее, имеется восемь вариантов перемещений. Они выбираются в зависимости от ситуации на доске. Преимуществом коня является его способность перескакивать через любую фигуру, их наличие для коня не является препятствием. Если на месте окончания его траектории находится вражеская единица, она убирается, считается «съеденной» (срубленной).
Передвижение ладьи
Некоторые шахматисты любители называют эту фигуру турой. Ее также игроки стараются сохранять, не жертвовать фигурой без особой надобности. Ценность ладьи заключается в ее свободном перемещении. Оно ограничено прямыми линиями. Но:
Тура не перескакивает через фигуры, если на пути стоит вражеская единица, ее можно «срубить», поставить ладью на эту клетку, сбитую фигуру убрать.
В некоторых случаях спасти короля от мата, улучшить ситуацию позволяет рокировка. Участвовать в ней может наряду с королем только тура. Провести такую операцию можно только в случае, если оба участника еще не сделали в игре ни одного хода. При рокировке король переставляется на два поля по направлению к ладье, а она устанавливается около него с другой стороны. Одновременная перестановка двух фигур в шахматах разрешается только в рокировках.
Правила ходов пешками
Перед игрой восемь пешек устанавливаются в ряд на второй горизонтали перед крупными фигурами. Для белых шахмат это полоса под номером 2, для черных №7. Эти фигуры считаются незначительными, являются солдатами армии, которые выполняют мелкие задачи, нередко ими жертвуют для более важных целей. Однако умалять их роль не стоит, в некоторых случаях пешки могут переломить ход игры.
Правила перемещения у пешек простые, они ходят только на одну клетку вперед. Рубит противника пешка только по диагонали, фигуру, стоящую впереди, она «съесть» не может. Есть еще одно исключение. При первом ходе из первоначально выстроенного ряда пешку можно передвинуть вперед сразу на две клетки.
Все шахматные фигуры выполняют две важных задачи. Они обеспечивают защиту королю, предотвращая «пат» и «мат», стараются сбить как можно больше противников.
Правила шахмат
Данные правила являются выдержками из официальных правил ФИДЕ
Предисловие
Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают все организационные вопросы. В тех случаях, которые не полностью регулируются Статьей Правил, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах. Правила исходят из того, что арбитры обладают необходимой компетенцией, достаточным здравым смыслом и абсолютно объективны. Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения. Любая Федерация вправе ввести более подробные Правила, но они:
Правила игры
Характер и цели игры в шахматы
Начальная позиция фигур на шахматной доске
Ходы фигур
Ни одна из фигур не может быть перемещена на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура переходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя считается взятой и убирается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фигуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произвести взятие на этом поле. Фигура, считается атакующей поле, даже если она не может на него пойти из-за того, что её собственный король остается под шахом или под него попадает.
Пешка, атакующая поле, пересеченное пешкой партнера, который продвинул её с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний её ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием «на проходе».
Завершение игры
Партия считается завершившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась «патом». Если пат поставлен возможным ходом, то партия считается завершенной.
Партия считается завершившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами. Считается, что партия закончилась «мертвой» позицией. В этом случае партия немедленно заканчивается.
Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. В этом случае партия немедленно заканчивается.
Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды.
Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур.
Шахматные часы
Учет результатов
Если заранее не установлено иначе, игрок, который выиграл партию, или выиграл в результате какого-то нарушения партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, получает ноль очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (½).
Как ходят шахматные фигуры?
Дата публикации: 2021-06-29
В двух словах, как ходят все шахматные фигуры:
В шахматах игроки ходят по очереди. Вы не можете пропустить ход или сделать пас, даже если вынужденный ход означает, что вы проиграете игру. И пока мы разбираемся с основами, я хочу привести краткий факт, который касается всех фигур:
Кроме коня, никакая другая фигура не может изменить направление в середине хода!
Вы не можете начать перемещать свою фигуру в одном направлении, а затем, во время этого же движения поменять направление, зигзагообразно перемещаясь по доске, как мышь-берсерк в лабиринте. Только когда вы начнёте свой следующий ход, вы сможете изменить направление, в котором движется фигура.
Фигуры и пешки вместе известны как материал. Если вы возьмёте одну из фигур вашего противника, вы получите материал. Если затем он возьмёт или «съест» вашу эквивалентную фигуру, то говорят, что он «вернул» эту фигуру, и материал считается равным.
Как ходят шахматные фигуры и пешки
Как ходит король в шахматах?
Король может перемещаться на одно поле в любом направлении, горизонтально, вертикально или по диагонали, и он может двигаться как вперёд, так и назад.
На диаграмме показана сфера влияния короля с полей c5 и f5.
Диаграмма, показывающая, как ходит король
Как ходит ферзь в шахматах?
Объединяя силы слона и ладьи, ферзь имеет возможность контролировать удивительное количество полей. За один ход ферзь можете перемещается на любое расстояние по горизонтали, вертикали или диагонали. Он может двигаться назад, но не может перепрыгивать через другие фигуры.
Диаграмма, показывающая ходы Ферзём
Рождение ферзя
Более 1400 лет назад в оригинальной индийской игре Чатуранга ферзь был самой слабой фигурой, его ходы ограничивались четырьмя клетками, по диагонали примыкающими к полю, на которой стоял ферзь. В то время эта фигура были известны не как Ферзь, а как Мантри, что на английском языке означает советник Короля.
Когда игра распространилась на Персию, Мантри превратился в Фирзана (что означает мудрый человек). В Европе это название никогда не переводилось буквально. С самого начала эта фигура была известна как Lady (Дама на испанском языке). Поскольку европейцы считали естественным для короля иметь супругу, во многих странах Леди стала Королевой. В России и ряда стран мы называем эту фигуру Ферзём.
Как ходит ладья в шахматах?
Ладья одна из сильнейших шахматных фигур. Ладья ходит на одно или несколько полей по вертикали или горизонтали. Как и большинство других фигур, Ладья не может перепрыгивать вражеские или дружественные фигуры, но может двигаться назад, вперёд и вбок. Она может двигаться горизонтально или вертикально, но не по диагонали.
В старых индийских шахматах ладья имеет форму колесницы. Подходящая аналогия для фигуры, которая взрывает открытые линии и перемещается с огромной скоростью и силой.
Сфера влияния ладьи с поля c5
Ладья не замок
До 15-го века, когда Ферзь стал самой могущественной фигурой, безраздельно властвовала Ладья. Эта фигура была настолько важна, что игрок, атакующий её, должен был показать свой манёвр, сказав “Шах-Ладье”.
Хотя сила ладьи не менялась за всю историю шахмат, её название претерпело различные трансформации. Первоначально она называлась Ратха (Санскритское название Колесницы). В Европе она путешествовала под арабским названием Рух. Итальянцы использовали похожее по звучанию имя Рокко (что означает башня).
Таким образом, хотя колесница отдалённо напоминает башню на колёсах, то это скорее случайное сходство между звучанием арабского и итальянского слова, а связь между башнями и королями дало нам современную ладью.
Как ходит слон в шахматах?
Предшественником современного Слона был Fil или Al-Fil (что означает слон). Это была более слабая фигура, чем её современный аналог, потому что она могла прыгать по диагонали только через одну клетку.
Во Франции стилизованный слон на индийских шахматах считался похожим на фуражку придворного шута, поэтому фигуры стали известны как Fou (что означает «дурак»). В Англии считалось, что эта фигура напоминает митру Епископа, символ, который хорошо вписывался в структуру власти того времени: Король, королева и церковь.
Охват слона
Слон считается примерно равным по стоимости коню, хотя многие шахматные писатели дают слону небольшое преимущество.
К концу 15-го века, слон потерял способность прыгать через поля, но приобрёл дальнобойную манёвренность по диагонали, с возможностью двигаться вперёд или назад. Подобно ладье, королю и ферзю, слон не может перепрыгивать через другие фигуры.
Единственная слабость слона в том, что он ограничен полями одного цвета на протяжении всей игры. Это ограничение снижает эффективность одного слона, но два слона, работая вместе, могут разрезать противника, как ножницы. Как команда они действительно сильны.
Как ходит конь в шахматах?
У большинства начинающих шахматистов отношения любви и ненависти к коню. Им нравится странная манера движения коня, прыгающего на ничего не подозревающие фигуры оппонента. Но они опасаются способности вражеского коня прыгать повсюду и уничтожать их собственные фигуры. По мере накопления опыта многие игроки (в том числе и я) испытывают особую привязанность к шахматным коням.
Конь имеет самый странный ход из всех фигур. Он ходит на три поля, два поля в одном направлении, а затем ещё на одно поле под прямым углом.
В результате получается Г-образный ход. Конь может ходить назад, и это единственная фигура, которая может перепрыгивать другие фигуры.
Белый конь может прыгнуть на любое из 8 полей.
Нобелевский конь
Не изменившийся за 1400 лет, Конь имел вариации одной и той же формы и перемещался по доске таким же образом с момента изобретения игры. Он был известен как лошадь Индейцев, Персов и Арабов, а поскольку лошадь (конь) была легко узнаваема европейцами, во многих странах имя осталось прежним.
В других странах, включая Англию и Францию, лошадь приобрела всадника и стала рыцарем, что привело этот образ в соответствие с этикой рыцарства, связанной с королём, королевой и епископом.
Как ходят пешки в шахматах?
В этой позиции белая пешка может взять либо чёрного коня, либо чёрную пешку, если чёрная пешка не «съест» её первой! Если поставить пешку или фигуру прям перед вражеской пешкой, то ее можно обездвижить.
Когда в эпоху Возрождения игра ускорялась, пешка приобрела две динамические способности.
Первая способность относительно проста: Если пешка никогда не ходила, то у неё есть возможность сделать ход на одно или два поля.
И белые, и чёрные пешки могут ходить на два поля вперёд.
Превращение пешки: Вторая способность имеет гораздо глубокие последствия. Пешка может показаться неважной, но теперь она далеко не бессильна! Подобно гусенице, пешка мечтает о том дне, когда сможет трансформироваться. Всё, что ей нужно сделать, это дойти по доске до 8-й горизонтали (1-й с точки зрения чёрных), и она немедленно превращается в фигуру своего цвета.
Пешка может стать Ферзём, Конём, Слоном или Ладьёй. Она не может стать королём или оставаться пешкой.
Теоретически у вас может быть сразу 9 ферзей на доске, если все восемь ваших пешек дойдут до последнего ряда! Изначально пешка могла быть повышена только до министра (слабая первоначальная форма Ферзя). С огромным усилением ферзя превращение пешки в ферзя стало ключевой стратегией во многих играх. Узнать больше о пешечном превращении.
Шахматные фигуры
Начальная шахматная расстановка фигур
На этом изображении вы можете увидеть шахматную доску со всеми ее фигурами. В начале игры у одного противника есть армия белых фигур, а другой противник управляет армией черных фигур. Количество фигур у каждого игрока — 16.
На 2-й и 7-й горизонтали дружно в ряд выстроились пешки. В начале игры их у вас целых 8 штук.
Далее, по краям шахматной доски, расположились ладьи — фигуры, похожие на башни.
У ладей есть соседи — удивительные фигуры, похожие на лошадей. Только называются они чуть более официально — не лошади, а кони.
Рядом с конями не менее интересные фигуры — слоны. Действительно слоны, хоть и без хобота и красивых больших ушей.
Теперь перейдем к поистине величественной фигуре — ферзю. Он стоит в центре доски и всем своим видом говорит, что он здесь главный. Корона, все дела — ну как ему не поверить! Но нет, есть фигура посерьезнее. 👑
Ферзь любит свой цвет и стоит только на поле своего цвета. То есть черный ферзь на поле черного цвета, белый ферзь — на белом.
Во главе шахматного войска стоит король. Он, как и ферзь, расположен в центре шахматной доски. Да-да, у каждой армии есть предводитель, и в шахматах он тоже есть.
Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами, их названиями и расстановкой. Пора перейти к подробному описанию каждой фигуры и раскрыть их главные особенности.
Ходы шахматных фигур
Король
Король — главная фигура в шахматах. Вот он, с короной на голове и ключом от шахматного государства.
Главным я его называю не просто так. Партия заканчивается, когда король оказывается в ловушке под названием мат. Выигрывает тот, кто первым поставил мат королю соперника. Поэтому вам следует оберегать своего короля.
Фигура эта, конечно, великая, но двигается она медленно. Зато во все стороны: вперед, назад, вбок и наискосок. Но только на одну клетку за один ход. Вот такой вот вам монарх! Только не надо его ругать: свою силу и ловкость он отдал ферзю, о котором мы поговорим чуть позже.
Пешка
Пешка — самая маленькая фигура, но нельзя ее недооценивать. Это смелый боец, который первым рвется в бой. Кроме того, у пешки есть один секрет, о котором я вам сейчас расскажу.
Пешка может двигаться только вперед и только на одну клетку. Но если она стоит в своем домике (на начальной позиции), то может выбрать — сходить на одну клетку вперед или сделать стремительный рывок на две клетки вперед. После этого пешка продолжает двигаться как обычно.
А вот и главный секрет этого маленького и хитрого воина. Как только пешка дошла до противоположного края доски, она может превратиться в одну из фигур: ферзя, ладью, слона или коня.
Шахматный слон совсем не похож на слона, которого мы привыкли видеть в зоопарке, да и весит поменьше. Но бегать этот слон все же умеет, только по шахматной доске.
В партии у вас есть два слона, и они отличаются друг от друга. Один может ходить только по полям белого цвета — такой слон называется белопольным. Другой слон ходит только по полям черного цвета и называется чернопольным. Слоны перемещаются по доске в любую сторону и на любое расстояние наискосок по полям одного цвета. Линии перемещения слона еще называют диагональю.
Ладья
Ладья — это фигура, которая напоминает крепостную башню. Давным-давно ладьи были не просто фигурами на шахматной доске, а большими лодками, с помощью которых люди бороздили моря и океаны. Но шахматам больше 2000 лет, некоторые фигуры поменяли свой внешний облик и назначение, и ладья уже не похожа на лодку.
Ладья — очень мобильная фигура. Она может двигаться в любом направлении по прямым линиям: вперед, назад, вправо, влево на любое количество клеток. Прямые линии, которые идут слева направо, называются горизонталями. Прямые линии, расположенные сверху вниз, называются вертикалями.
Ферзь
Итак, мы перешли к изучению самой сильной фигуры в шахматах — ферзя.
Ферзя в некоторых странах именуют королевой (по-английски queen). Например, в названии популярного шахматного сериала «Ход королевы» (Queen’s gambit). Но к нам эта фигура пришла со своей историей и именем färz из Турции, поэтому будем называть ее просто и благородно — ферзь.
Ферзь сочетает в себе ходы двух других фигур — ладьи и слона. Это значит, что он может двигаться в любом направлении на любое расстояние по прямым линиям (вертикалям и горизонталям) и по диагоналям. Только, в отличие от слона, ферзь не привязан к диагоналям лишь одного цвета. Если ферзь стоит на черном поле — ему доступны черные диагонали, если на белом поле — белые диагонали.
Ферзь — самый сильный воин во всей шахматной армии. Эту фигуру часто используют для заключительной атаки на вражеского короля.
Конь — фигура, которая соответствует своему названию. Невозможно представить себе древнее войско без коней: они всегда участвовали в военных сражениях, вот и в шахматах тоже участвуют. Не забываем, что мы с вами ведем великую битву!
От природы коням даны мощные ноги, и они отлично справляются с прыжками через препятствия. Так вот, шахматные кони не менее удивительны. Они даже могут перепрыгивать через фигуры — почти как настоящие!
Ход коня — самый необычный из всех шахматных фигур. Конь может двигаться в любом направлении: вперед, назад, вправо, влево. Только делает он это с помощью прыжка через две клетки, а завершает свое движение поворотом на одну клетку в сторону.
Обязательно потренируйтесь с ходом этой фигуры самостоятельно! Вот вам небольшое задание. Попробуйте добраться вашим конем с поля a1 до поля h8, не наступая на препятствия. И помните — две клетки в любую сторону, прыжком вбок завершаем движение.
На этом наше путешествие по сказочному миру шахмат подошло к концу. Теперь вы знаете все про шахматные фигуры — их названия, ходы и даже немного больше. Немного тренировок — и вы с уверенностью сможете отличить пешку от ферзя. А прокачаться еще быстрее помогут онлайн-уроки по шахматам в школе Skysmart. Запишитесь сейчас и получите до 3 уроков в подарок при первой оплате!