- Лак яхтенный
- Яхтный лак – состав и свойства
- В состав корабельного лака входят следующие вещества:
- Пленка обладает защитными свойствами:
- Характеристики яхтного лака
- Виды и классификация яхтных лаков
- По составу палубные лаки делятся на следующие виды:
- Достоинства и недостатки
- Процесс нанесения яхтного лака
- Яхтный лак для внутренних работ по дереву и для наружных работ
- Как работать с яхтным лаком
- Как наносить яхтный лак на дерево: этапы работы
- Как покрыть пол яхтным лаком
- Свойства яхтных лаков
- Основные разновидности яхтных лаков
- Особенности выбора яхтного лака для пола
- Производители яхтных лаков
- Технология нанесения яхтного лака на пол
- Применение яхтного лака для работ по дереву
- Специфика применения
- Характеристики покрытия
- Способ фасовки
- Технология нанесения
- Рекомендации по выбору
Лак яхтенный
Яхтовый лак – вид лакокрасочной продукции, который отлично себя зарекомендовал не только при покраске судов, но и в быту. Лак яхтенный отличается высокой устойчивостью к агрессивным факторам окружающей среды, так как он разработан для защиты древесины, регулярно находящейся в воде. При работе с яхтенным лаком необходимо соблюдать особую технологию нанесения, чтобы покрытие надежно закрепилось на наносимой поверхности. Здесь вы сможете узнать о видах яхтовых лаков, а также ознакомиться с инструкцией по их использованию.
Яхтный лак – состав и свойства
Причиной популярности яхтного лака является исключительная стойкость данного лака к неблагоприятным воздействиям, ведь он предназначен для защиты древесины, непосредственно и постоянно контактирующей с водой.
В состав корабельного лака входят следующие вещества:
Такой состав, будучи нанесенным на деревянные детали, образует на их поверхности прочную пленку.
Пленка обладает защитными свойствами:
Но все эти свойства достигаются добавлением в лак таких токсичных веществ, как толуол и ксилол. Толуол, имеющий в составе карбон и водород, при испарении отрицательно воздействует на организм, вызывая такие явления как: раздражение слизистых оболочек и головокружения. А поскольку испаряется оно очень медленно, то и воздействие оказывается длительным.
Таким образом, очевидно, что яхтный лак является весьма опасным материалом и не должен использоваться для отделки внутренних помещений.
А вот для защиты древесины снаружи здания его можно использовать без опасений.
В настоящее время многие производители начали выпускать палубные лаки, изготовленные на основе из такого очищенного растворителя, как уайт-спирит. Он не обладает такой токсичностью, как растворители для обычного яхтенного лака, и может использоваться для внутренних работ.
Характеристики яхтного лака
Яхтный лак тому не исключение, однако, по цене, он значительно превышает обычные лакирующие составы. При этом используемые материалы не будут вредить животным.
Если раньше яхтный лак применялся только в корабельном строительстве для защиты палуб, различных деревянных деталей судов и яхтенной мебели, то сегодня он также применяется для покрытия веранд, беседок, наружных стен домов, деревянных рам, паркета и т. д.
Чтобы деревянная поверхность была полностью защищена, она должна быть тщательно покрыта лаком со всех сторон. В случае с нанесением яхтенного лака, деревянную поверхность следует предварительно пропитать поразаполняющим составом и только потом наносить слои лака.
Состав лака включает алкидно-полиуретановые смолы, органические растворители и химические добавки специального назначения. Глубоко впитываясь в древесную основу изделия, на поверхности образуется красивый и прочный глянцевый водоотталкивающий слой.
Яхтный лак, как правило, не имеет цвета и запаха и выпускается в двух видах: однокомпанентном и двухкомпанентном.
Хотя лак не обладает цветом, он различается по степени глянцевости: высокоглянцевый, полуглянцевый и матовый. В среднем, для достижения необходимого защитного эффекта достаточно нанести три слоя.
Виды и классификация яхтных лаков
Исходя из используемой для производства основы, которая определяет основные технико-эксплуатационные свойства, эти ЛКМ делятся на:
Достоинством алкидных видов является их низкая цена и достаточно неплохая износостойкость. При производстве таких материалов используются органические растворители. Средний срок службы составляет от 4 до 5 лет. Обладают высокой степенью токсичности, что делает их малопригодными для внутренних работ.
Состав алкидно-уретановых материалов включает в себя специальные пластификаторы, препятствующие выделению токсичных веществ. Они же способствуют эластичности получаемого покрытия. Возможно использование при отделке внутренних помещений, часто применяются при обработке деревянных элементов в системах теплых полов.
Лаки на основе акрила имеют водную основу и являются наиболее безопасными по токсичности. Но они наименее стойкие к воздействию влаги. Кроме того, эти ЛКМ относятся к самой высокой ценовой категории.
При обработке разными видами материалов получают следующие типы поверхности изделий:
Достоинством первого варианта является практичность дальнейшего использования. На матовых поверхностях менее заметны загрязнения, неровности, повреждения, пыль оседает не так активно. Зато глянцевые покрытия сразу придают яркий, эффектный вид обработанной конструкции. Изготавливаются также промежуточные варианты: полуматовые и полуглянцевые лаки.
По составу палубные лаки делятся на следующие виды:
Достоинства и недостатки
Для того, чтобы добиться высокой стойкости материала к влаге, при его производстве используются весьма токсичные компоненты: толуол и ксилол. Это значительно сужает область применения яхтного лака.
Хорошо защищают от воды такие ЛКМ только предварительно просушенные деревянные детали. Новые постройки с высокой степенью влажности обрабатывать данным материалом не рекомендуется. Стойкость к истиранию у них гораздо выше, чем у обычных видов. Но, специально предназначенные в качестве обработки полов, отделочные материалы, будут гораздо эффективнее при применении по назначению.
Яхтные лаки плохо переносят отрицательные температуры. Под их воздействием многие из них просто растрескиваются.
Основным достоинством этой группы отделочных материалов все-таки является влагостойкость. Кроме того, они достаточно устойчивы к химическим воздействиям солей, кислот и щелочей.
Отзывы о данном ЛКМ очень противоречивы. Чаще всего необходимо ориентироваться на те нужды, для которых он будет применяться. Если они совпадают с инструкцией по применению, то можно смело пользоваться таким материалом.
Процесс нанесения яхтного лака
После нанесения первого слоя должно пройти не менее 5 часов, прежде чем можно будет наносить следующий. Расход яхтных лаков зависит от впитываемости поверхности и варьируется от 100 до 150 гр./м2.
Производители яхтных лаков заявляют, что это покрытие в течение 5-7 лет способно защищать дерево от влаги и внешних воздействий, а по истечении указанного срока, необходимо поверхность зачищать и лакировать её заново.
Яхтный лак для внутренних работ по дереву и для наружных работ
Использование яхтного лака для внутренних работ по дереву рекомендуется в нежилых помещениях. Из-за высокой токсичности веществ, входящих в его состав, он весьма небезопасен для человека.
В общепринятой классификации лакокрасочных материалов отдельно данной категории нет. Поэтому при выборе варианта применения яхтного лака для внутренних работ по дереву стоит позаботиться о том, чтобы он не нанес вреда здоровью окружающих людей.
Часто применяют при обработке деревянных конструкций, эксплуатируемых на открытом воздухе. Он отлично подойдет для покрытия садовой мебели. Так как, основные токсичные составляющие яхтного лака являются достаточно летучими веществами, то применение его на открытом воздухе не представляет опасности для здоровья. Такой вид лакокрасочного материала отлично подходит для обработки деревянных фасадов зданий и сооружений.
Как работать с яхтным лаком
Яхтный лак – этот вид ЛКМ отлично зарекомендовал себя не только в судостроении. Сегодня он вышел «за борт» кораблестроительства и применяется везде, где нужно защитить дерево от неблагоприятных факторов, в первую очередь, конечно, влаги. В наше время яхтным лаком красят мебель, бани, вагонку на даче, кухонные шкафчики.
Premia – яхтный лак, производимый объединением «Ярославские краски». В состав этого лака алкидно-уретановые смолы, уайт-спирит, УФ-фильтры, вещества, ускоряющие сушку, а так же биоциды и фунгициды. Кроме того, рецептура яхтного лака Premia позволяет защитить поверхность, обработанную лаком, от выцветания на солнце. В настоящее время этот лак относится к числу лучших образцов яхтных лаков российской ЛКМ-промышленности.
Яхтный лак часто используется в качестве финишного лака. Почему финишный? Да все просто – он производится на полиуретановой основе, поэтому после сушки не липнет. Так что купить яхтный лак в Минске сегодня стремятся и те мастера, кто «в теме», и простые домохозяйки, которым надо подновить стул или скамейку.
При работе с яхтным лаком важно помнить о мерах предосторожности и о качественной предварительной подготовке. Прежде чем наносить лак, поверхность тщательно зачищают остатков старого лакового покрытия, грязи, плесени и грибков, затем шлифуют.
На отшлифованную поверхность наносят слой грунтовки – таким образом последующие слои лака будут ровными и гладкими. Нередко в качестве грунтовки используется сам лак – подготовительная смесь создается из лака и уайт-спирита в соотношении 5 : 1.
Перед нанесением лак тщательно перемешивают. Потом наносят пробник – лакируют небольшой участок поверхности, чтобы оценить соответствие цвета и нюансов покрытия желаемому.
Мастера рекомендуют наносить яхтный лак как минимум в три слоя. Одной из особенностей яхтного лака является длительный период его высыхания. Так что между нанесениями слоев должно пройти как минимум 10, а в идеале 12 часов. Общее же время высыхания после завершения работ должно быть не менее недели.
Яхтный лак наносят кистью, валиком либо распылителем. В последнем случае его разводят уайт спиритом (10%). Чтобы избежать трещин, яхтный лак наносят ТОЛЬКО на сухую поверхность, соблюдая оптимальный температурный режим
Как наносить яхтный лак на дерево: этапы работы
Деревянные изделия, которые будут покрываться лаком, должны быть абсолютно сухие: остаточная влажность не более 20%. Свежую древесину обрабатывать не имеет смысла. Необходимо тщательно подготовить поверхность: зашкурить, чтобы убрать остатки предыдущего покрытия, удалить грязь, плесень, грибок с дерева, либо довести до гладкого состояния новую древесину.
Всю площадь надо загрунтовать или полностью покрыть специальным порозаполняющим составом. Этот этап работы улучшит адгезию лакового покрытия с древесиной.
При повторной обработке деревянных элементов, рекомендуется сделать контрольное покрытие на малозаметном месте. Так можно будет проверить совместимость материалов покрытий. Лак на дерево наносится вручную кистью или валиком, а также при помощи краскопульта. Температура окружающей среды при производстве покрасочных работ должна варьироваться от 15 градусов до 35 градусов.
Совет: тщательное размешивание лака перед применением для обработки изделий, позволит избежать расслаивания в дальнейшем и увеличит срок эксплуатации.
При покрытии в несколько слоев следует учитывать, сколько сохнет яхтный лак для дерева. Очередной слой наносится после высыхания предыдущего – через 2-6 часов. Более точный срок сушки указывается производителем в инструкции по применению. Каждый слой после полного высыхания можно обработать мелкой шкуркой, чтобы достичь более прочного покрытия. Если лаком покрывается пол, то к эксплуатации он будет готов только через 7 дней, когда лаковое покрытие окончательно затвердеет.
Чем разбавить яхтный лак по дереву, если он загустел? Практичность использования этого ЛКМ состоит и в том, что разводится он обычной водой, если это алкидный состав. Другие виды разбавляются различными растворителями, например, скипидаром, уайт-спиритом. После достижения необходимой консистенции, можно снова применять материал для обработки деревянных деталей.
Изготовлением яхтовых лаков занимаются многие известные производители лакокрасочных материалов. Яхтный лак для внутренних работ по дереву «Тиккурила» применяется при обработке пола, дверей, оконных рам, различной мебели. Выпускается он трех видов: глянцевый, полуглянцевый и матовый. Первый вариант производится на основе акрила, другие – уретан-алкидного состава. Время высыхания состава около 6 часов. Стойкий к атмосферным воздействиям и влаге, он содержит компоненты, замедляющие действие солнечных лучей на цвет древесины. Расход яхтного лака на 1м2 по дереву составляет 0,07-0,08 л.
Как покрыть пол яхтным лаком
Свойства яхтных лаков
Яхтный лак изготавливается из высококачественных смол, специальных добавок и органических растворителей. При высыхании нанесенного состава на поверхности деревянного материала образуется пленка, которая обладает определенными защитными свойствами: лакированные детали прекрасно сохраняют свой внешний вид во влажных атмосферных условиях, при химическом воздействии, не выгорают от солнечного света, не боятся истирания и т.п.
Однако, ориентируясь только на название этого типа лакокрасочных материалов, особо надеяться на то, что яхтные лаки способны качественно и надолго защитить любую деревянную поверхность, не стоит. Это верно, что надежность такого лака выше, чем обычного, но следует помнить, что он, прежде всего, защищает конструкцию от влаги, а его прочностные показатели отходят при этом на второй план. Например, обычный паркетный лак более стоек к механическим нагрузкам.
Чтобы добиться наилучших эксплуатационных характеристик лаков, при их создании многие производители используют довольно токсичные растворители. К их числу относятся ксилол и толуол. Первый из них относится к сложным бензолам, его пары могут проникать в организм человека не только через органы дыхания, но и через кожу, вызывая его отравление в виде нервных расстройств и внутренних болезней.
Что касается толуола, в его состав входят водород и карбон. Эти летучие соединения смешиваются с воздухом, а затем усваиваются организмом, вызывая головокружение и раздражение слизистых оболочек. Опасность толуола заключается в том, что испаряется он довольно медленно, поэтому воздействие его паров достаточно длительное.
Одним из основных преимуществ яхтных лаков является их эластичность, а существенным недостатком — хрупкость на морозе. При выборе лучшего материала для лакировки приходится часто балансировать между «за» и «против» после изучения его состава и рекомендаций по применению.
Многие специалисты, использующие постоянно лакокрасочные материалы, имеют мнение, что громкие названия лака типа «палубный», «яхтный», «корабельный» — это не более чем уловки, связанные с маркетингом, призванные привлечь покупателей, убеждая их в исключительных свойствах материала. И в самом деле, подобные категории лаков в общепринятой классификации ЛКМ отсутствуют.
Основные разновидности яхтных лаков
Каждый яхтный лак для пола можно использовать либо внутри помещений, либо снаружи их, например, в открытых беседках, на террасах, площадках и т.п. Это зависит от степени токсичности того или иного лакокрасочного материала, она в свою очередь определяется химическим составом лака.
По этому признаку лаки делятся на такие виды:
При работе с любым из этих материалов следует учитывать, что глянцевые лаки требуют идеальной подготовки поверхности, а матовые могут зрительно скрыть ее небольшие дефекты. Полуглянцевые и полуматовые лаки являются промежуточными вариантами продукта.
Особенности выбора яхтного лака для пола
Согласно статистике, по прямому назначению приобретается только одна из сотни банок яхтного лака. Это вовсе не удивительно: на душу населения у нас приходится не так уж много парусников и кораблей. Однако объем продаж этого материала постоянно увеличивается, что связано с растущей потребностью надежной защиты древесины в другой отрасли — отделке деревянных полов.
Ассортимент качественных яхтных лаков изобилует разнообразием, и поэтому решение о выборе того или иного материала долгое время принять сложно. В этом случае его критериями должны стать такие параметры лакового покрытия:
Выбирая лак для пола, нужно преследовать три основные цели: придать деревянному покрытию достойный вид, защитить его от повреждений и подобрать его цвет в тон интерьеру. Кроме того, для обеспечения защитных свойств лакового покрытия следует учесть несколько моментов: возможность обработки пола в дальнейшем, породу древесины поверхности и ее предварительную подготовку, совместимость с предыдущим покрытием (при его обновлении), условия эксплуатации пола.
При значительных нагрузках на пол следует выбирать влагостойкий и износоустойчивый лак. Материал для наружной отделки террас, беседок, открытых балконов и лоджий должен предохранять древесину их полов от воды, ветра, морозов, солнечных лучей и сезонных перепадов температуры.
Лаки для древесины мягких пород дерева должны создавать эластичное покрытие. Например, обычный паркетный лак использовать для сосновой доски не рекомендуется, так как после нанесения его твердая пленка может повредить структуру дерева. При прогибе мягких сосновых досок их поверхность отделяется от статичного лакового слоя. Он образует сколы и трещины, которые негативно влияют на сохранность всего пола. Поэтому яхтенный лак следует выбирать, учитывая породу древесины.
Другие критерии выбора лака — это его блеск и оттенок. В зависимости от планировки и освещенности помещения можно купить для пола матовый или глянцевый лак. Матовый лак подходит для просторных и светлых комнат, его оттенок способен подчеркнуть достоинства древесины. Глянцевые полы уместны в небольших и недостаточно освещенных помещениях, так как блеск отражает свет и визуально увеличивает объем комнаты.
Кроме блеска, современные лаки могут отличаться еще и цветом. Такие материалы созданы не так давно, но они сразу обратили на себя внимание многих дизайнеров, давая им дополнительную возможность свои модные идеи воплощать в оформление интерьеров.
Производители яхтных лаков
Если решение применить для пола яхтный паркетный лак принято, рекомендуется покупать продукцию тех производителей, которые минимизируют ее вред по отношению к здоровью своих клиентов. Перечень таких всемирно известных компаний приведен ниже.
TIKKURILA (Финляндия) выпускает яхтный лак трех марок:
Яхтенный лак компании MARSHALL представлен двумя марками:
ПРЕСТИЖ (Россия) производит лак одноименной марки. Он глянцевый, имеет алкидную основу, водоустойчив и быстро сохнет. Лак «Престиж» используется для наружных работ, его расход — 1 л на 7-9 м 2 пола, цена — от 160 руб./л.
NEOMID (Россия) изготавливает глянцевый, полуматовый и матовый лак под маркой Neomid Yacht. Материалы имеют алкидно-уретановую основу, повышенную стойкость к износу и атмосферным осадкам. Используются для внутренних и наружных работ, их расход составляет 1 л на 10-13 м 2 деревянной поверхности, а цена — от 190 руб./л.
POLI-R (Турция) выпускает полуматовый алкидно-уретановый лак одноименной марки. В нем оптимально сочетаются эластичность и твердость. Материал рекомендуется для наружного использования. Его расход — 1 л на 13-14 м 2 пола, цена — 290 руб./л.
Кроме вышеперечисленных брендов, вполне можно доверять компании BELINKA (Словения) и еще двум российским фирмам — РОГНЕДА и НОВБЫТХИМ, которые изготавливают яхтные лаки под марками «Главный Технолог», WoodMaster, Eurotex, Dali и Акватекс.
Технология нанесения яхтного лака на пол
Перед тем как наносить яхтный лак на пол, его следует тщательно перемешать, а при необходимости разбавить уайт-спиритом.
Новый деревянный пол нужно зачистить до гладкого состояния с помощью шлифовальной шкурки, удалить древесную пыль и грязь, загрунтовать разбавленным на 20% лаком, а потом покрыть его в 3 слоя уже не разбавленным материалом.
Пол, лакированный ранее, следует очистить от грязи, зачистить до матового состояния шлифовальной шкуркой, удалить пыль и произвести на маленьком участке его поверхности контрольную лакировку. Если материал не отслаивается при высыхании, весь пол можно покрыть в 3 слоя неразбавленным лаком.
Контрольную лакировку для проверки совместимости нового и старого покрытия также следует производить на небольшом участке перед нанесением материала на ранее окрашенные или обработанные антисептиками поверхности пола. При положительном результате его следует покрыть лаком в 3 слоя. Для повышения прочности лакового покрытия каждый из последующих его слоев необходимо наносить на предварительно обработанную мелким абразивом поверхность.
Яхтный лак наносится при t=15-35°С и влажности среды менее 80% с помощью малярного валика, кисти или краскораспылителя. Время высыхания материала до «отлипа» при данной температуре составляет не более четырех часов. Каждый следующий слой покрытия наносится только после окончательного высыхания предыдущего. На один слой расходуется 80-120 г/м 2 лака.
В процессе сушки деревянного пола необходимо избегать попадания на него солнечного света и устранить возможность сквозняков.
В целях безопасности при работе следует пользоваться резиновыми перчатками, а после завершения окраски пола необходимо в течение суток тщательно проветривать комнату. Емкости с лаком нужно беречь от огня и держать вдали от электрических приборов. Отходы сливать в канализацию категорически запрещено.
Как покрыть пол яхтным лаком — смотрите на видео:
Применение яхтного лака для работ по дереву
Характерной особенностью древесины является ее склонность к быстрому впитыванию влаги.
Чтобы предотвратить этот процесс, используют покраску или лакировку. Преимуществом последнего варианта является тот факт, что обработанная таким образом поверхность сохраняет свою естественную красоту.
В последнее время особенную популярность завоевал корабельный лак для дерева, специально разработанный для эксплуатации в условиях постоянной влажности. Его также называют яхтным.
Специфика применения
Первоначально этим средством обрабатывались только внешние поверхности деревянного корпуса речных и морских парусных судов.
В классическом исполнении яхтный лак запрещается использовать внутри помещений из-за наличия в его составе опасных для здоровья веществ (толуола и ксилола). Именно эти компоненты сообщают яхтным составам такие качества, как долговечность и надежность, на достижение которых и делался упор во время разработки формулы.
Более надежного способа защитить деревянные изделия от активного воздействия воды изобрести пока не удалось.
В итоге, кроме сферы кораблестроения, яхтенный лак стал широко использоваться в строительных и отделочных работах.
С его помощью можно решать следующие задачи:
Специалистами были разработаны отдельные линейки яхтенного лака для дерева для внутренних работ, чтобы этот уникальный материал можно было использовать внутри помещений.
Классификация лаков осуществляется по двум критериям: внешний вид и химический состав. По первому признаку вещества разделяются на глянцевые и матовые. Обработанная глянцевым составом поверхность становится блестящей, хорошо отражая падающий свет. В результате деревянные изделия приобретают особую красоту, требуя постоянного ухода.
Матовая отделка не такая броская, да и времени на ее уборку уходит меньше. Обработанные таким образом основания отличаются практичностью, хорошо скрывая загрязнения.
Особенности химического состава отражены в следующих разновидностях яхтного лака.
Обратите внимание! Уретановую разновидность яхтного лака можно смело использовать для отделки жилищ (например, красить подогреваемые полы).
Характеристики покрытия
Яхтному лаку любого типа присущи следующие свойства:
В зависимости от химического состава лака, отдельные характеристики могут иметь большую или меньшую выраженность. К примеру, стойкость к износу материалов на водной основе не такая высокая. С другой стороны, пластификаторы в акрилатных составах позволяют получать с их помощью более эластичную финишную пленку.
Способ фасовки
Производители яхтных лаков фасуют свою продукцию в банки или баллончики. Последний вариант более удобен при нанесении, так как для этого не понадобится валик или щетка. Аэрозоль позволяет добиться хорошей однородности дисперсного слоя нужной толщины.
К слабым сторонам лака в баллончиках относят небольшой объем фасовки и дороговизну (средство для лакирования схожего объема в банке обойдется на порядок дешевле).
Как показывает практика, глянцевые составы удобнее наносить на дерево методом распыления, а матовые – традиционной кисточкой или валиком.
Технология нанесения
Несмотря на заявленные высокие характеристики палубных лаков, для получения должного качества декоративного слоя необходимо точно соблюдать рекомендации по нанесению.
Если на предназначенном для отделки основании имеется слой старого лака, от него нужно обязательно избавиться. В противном случае новый слой начнет вздуваться и трескаться.
Качественная лакировка возможна только на хорошо высохшей деревянной поверхности. Допустимый уровень влажности древесины ― до 20%. Просушив основание, его следует загрунтовать жидкостью со специальными антисептическими добавками.
Обратите внимание! Чтобы поверхность приобрела определенный оттенок, лак нужно разбавить подходящим по составу красителем.
В целях грунтовки яхтные лаки иногда разводят. Разводить состав с содержанием алкидных смол можно уайт-спиритом или специальным разбавителем, который рекомендует производитель. Для основной отделки разбавление не требуется.
Прочность отделки обеспечивается нанесением 2-3 слоев лака. В качестве инструментов обычно используют кисточку или валик. Средство из баллончиков наносится аэрозольным путем.
При накладывании первого слоя двигаться нужно параллельно древесным волокнам. Каждое последующее нанесение осуществляется в поперечном направлении к предыдущему. Между слоями следует делать паузы для их высыхания.
Обычно после первого нанесения делают перерыв на 5-6 часов, а после второго ― на сутки. Если работа проводится внутри помещения, использовать его разрешается только спустя 48 часов.
Рекомендации по выбору
Определяясь с материалом для лакировки, ориентироваться следует на тип обрабатываемой поверхности и место проведения работы.
С помощью яхтного акрилового или полиуретанового лака часто обрабатывают садовую и дачную мебель из натурального дерева. Речь идет о сосновых столах, скамейках, качелях, беседках. Лучшим вариантом в этом случае будет матовая отделка, отличающаяся эстетичностью и приятными расцветками.
Что касается обработки пола из сосновых досок, то классические алкидные составы здесь не подойдут. Даже если после обработки хорошо проветрить помещение, это не обезопасит от вредных токсинов (они продолжают испаряться на протяжении нескольких месяцев). Более безопасным выглядит вариант с уретан-алкидным яхтным лаком.
Вне зависимости от разновидности материала, лакировку следует проводить с использованием средств индивидуальной защиты.