является ли мытье пола для ребенка ослабляющим стимулом

Является ли мытье пола для ребенка ослабляющим стимулом

Британские ученые на основании исследований пришли к выводу, что стерильная чистота в доме приводит к тому, что у ребенка плохо развивается иммунитет. Они советуют не вытирать ежедневно пыль в детской комнате и не мыть часто малышей антибактериальным детским мылом.

Уже во время беременности женщинам не следует чистить ванну, пол, раковину и посуду чистящими средствами, чтобы не навредить здоровью ребенка. Ученые доказали, что все чистящие вещества, независимо от того, жидкие они или в виде порошка, при вдыхании попадают в легкие беременной женщины. Это, по мнению ученых, и приводит к развитию аллергии, экземы и астмы у детей.

В утробе матери ребенок находиться в стерильных условиях, а после появления на свет попадает в мир, населенный тысячами бактерий, вирусов и других микроорганизмов. Новорожденный малыш готов встрече с этими микроорганизмами, сначала он противостоит их атаке с помощью антител, которые передались ему от мамы, а затем защитные системы он получает из материнского молока.

А если кругом стерильная обстановка, то и формирование иммунитета малыша не будет происходить. Как известно, потенциальными аллергенами считаются пыль, пыльца растений, корм и шесть домашних животных. Если ребенка с рождения огородить от них, то у ребенка не развивается иммунитет на аллергены и впоследствии при встрече с ними организм включает альтернативную защиту, которая слишком чувствительно реагирует.

allergia u detei profilaktika 2

Стерильные условия нужны только в роддоме и операционных палатах, где внутренние органы человека обнажены и лишены естественной защиты. Незачем каждый раз мыть новорожденного ребенка мылом, кипятить и гладить его одежду, а детей старше 6-ти месяцев уже не следует бояться кормить ложкой, которая упала на его стол. Не правы те педиатры, которые советуют молодым мамам запретить подходить к новорожденному ребенку всем, кто не надел свежевыглаженный стерильный халат и не помыл тщательно руки с мылом.

Надевать халат, должны только медработники, которые контактируют с больными, а родственникам он не нужен. Мыть руки нужно обязательно, если вы вернулись с улицы или туалета, мыли полы или выполняли другую грязную работу. У новорожденного ребенка иммунная система все-таки не такая еще сильная, чтобы противостоять серьезной инфекции.

allergia u detei profilaktika 3

Не стоит старательно мыть ребенка и его ванну антибактериальными средствами, они смывают естественную защиту кожи. Достаточно мыть тело ребенка детским мылом и водой, а ванну перед купанием новорожденных детей лучше мыть детским мылом, добавляя пищевую соду. Чистящими средствами пользуйтесь только перед купанием взрослых детей, но и тогда ванну после мытья проветривайте.

Домашние животные, обитающие в квартире, ребенку могут навредить только в том случае, если они облизывают ребенка. Запрещать ребенку трогать животного и гладить его не следует, если только они не бродящие. Но мыть руки после того, как поиграли с собакой или кошкой надо обязательно.

Ребенку надо жить отнюдь не в стерильном мире, поэтому не бойтесь его отпускать на пол, когда он уже умеет ползать. Не надо сразу после того, как ребенок держался за ручку двери или схватил кого-то за руку, мыть его руки с мылом. Если родители все время стараются отгородить ребенка от микробов, то можно совсем загубить иммунитет ребенка и лишить его нормальной жизни. Общение с другими детьми в детском садике лучший тренажер для иммунитета ребенка. В начале посещения детских учреждений все дети часто болеют, но именно это делает их устойчивыми к инфекциям на всю оставшуюся жизнь. Дети, сидящие дома за компьютером и не бывающие на улице, имеют слабый иммунитет. Они наиболее часто повержены аллергии, астме, экземе и простудным заболеваниям.

Источник

Статья «Соматически ослабленные дети в ОУ сегодня»

СОМАТИЧЕСКИ ОСЛАБЛЕННЫЕ ДЕТИ И ИХ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Для детей с соматической ослабленностью, возникающей под влиянием хронических заболеваний, характерны астенические состояния с низкой умственной работоспособностью, общей вялостью, пониженным фоном настроения, сниженным аппетитом, нарушениями сна. Для этих детей первостепенное значение имеют общеукрепляющие мероприятия, лечебная физкультура, игротерапия.

Кроме общеоздоровительных мероприятий, для этих детей важное значение имеет психолого-педагогическая работа, направленная на предупреждение невротических реакций.

У соматически ослабленных детей в связи с астеническим синдромом происходит замедленное развитие психических новообразований возраста, то есть позднее, чем у здоровых детей, формируется система произвольных регуляций и эмоционально-волевая сфера. По этой причине соматически ослабленные дети отличаются недостаточным уровнем развития внимания, снижением объема памяти, повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов. Такие дошкольники не умеют преодолевать трудности, подчинять свои действия определенным требованиям и правилам. Они затрудняются организовать свою деятельность, регулировать ее и свое поведение. Наблюдения за данной категорией детей свидетельствуют о снижении их контактов с окружающими, неумении строить отношения. Нарушение социальных контактов приводит к формированию ряда отрицательных черт характера: моральных (эгоцентричность, отсутствие чувства долга, товарищества); волевых (отсутствие самостоятельности, нерешительность, упрямство, негативизм). Астения – нервно-психическая слабость, возникающая из-за инфекционных, соматических заболеваний (болезни внутренних органов) или после черепной мозговой травмы.В зависимости от причин выделяют:

1) церебральную астению;

2) соматогенную астению;

3) психогенную астению.

1) Церебральная астения является следствием нарушения интеллектуальной деятельности при первично сохраненным интеллекте. У детей в учебе быстро наступает утомление, нервное истощение, возникают головные боли. В результате нарушается работоспособность, ослабляется память, внимание, дети не могут сосредоточиться, часто отвлекаются. В результате возникают трудности в овладении чтением, письмом, счетом.

Особенности деятельности таких детей требуют распределения времени на различные задания с учетом возможностей ребенка. Это актуально даже для игровой деятельности, т.к. астенические проявления препятствуют длительной концентрации его внимания. Это не значит, что нужно отстранять ребенка от деятельности группы. Необходимо формировать у него чувство принадлежности к детскому коллективу и развивать уверенность в своих силах.

Психологическое сопровождение должно быть ориентировано, прежде всего, на коррекцию невротических проявлений и на повышение самооценки и уверенности в себе. Положительный эффект могут иметь игровые тренинги, направленные на моделирование житейских ситуаций, в которых ребенок может проявить уверенное поведение от лица персонажа (что закономерно облегчает такую задачу), методы эмоционально-образного воздействия (например, театральные инсценировки) и др. Психокоррекционной работе способствует также создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе образовательного учреждения, уважительное отношение к воспитанникам.

Однако необходимо учитывать, что речь идет о системном сопровождении, ориентированном на наиболее характерные общие проявления соматической ослабленности у детей. Это ни в коем случае не исключает возможности их уточнения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Организация образовательно-оздоровительного процесса для такой категории детей связана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления и реабилитации. Реабилитационная функция в школьном образовательном учреждении направлена на разноуровневый подход к обучению школьников, комплексность воздействия на ребенка со стороны медиков, психолога, педагогов и родителей, включение обучающихся в образовательный процесс как активных участников и творческих сотрудников, модификация традиционных учебных программ с учетом учебных возможностей школьников.

Источник

Является ли мытье пола для ребенка ослабляющим стимулом

Ожидайте

Перезвоните мне

BogdanovaES min

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

28541

Аннотация: Итак, понятие «соматический» относится к явлениям и болезням, связанным с телом.

Статья:

Соматические заболевания являются 2-ой по значимости причиной, вызывающей нарушения психофизического здоровья детей и обременяет их личностно-социальное развитие.

Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А.Г.Арина, В.Е.Каган, Р.А. Даирова, С.Н. Ратникова), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболевание создает особую дефицитарную ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в системе специального образования, так и включенными в единый образовательный процесс со здоровыми детьми.

Читайте также:  вики постучись в мою дверь

Итак, понятие «соматический» относится к явлениям и болезням, связанным с телом.

Основные признаки невропатии (по А.А.Захарову):

вегетативная дистония − выражается в различных расстройствах в функционировании внутренних органов. В дошкольном и школьном возрасте наблюдаются соматические реакции в виде головных болей, колебаний давления, рвоты и т.д..

нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных страхов, отказа спать днем. А. А. Захаров утверждает, что на возникновение нарушений сна у детей влияет состояние повышенной усталости будущей матери, психологическая неудовлетворенность матери брачными отношениями.

нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различными

проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.

общая соматическая ослабленностъ, снижение защитных сил

организма, ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др..

минимальная мозговая ослабленность − проявляется в повышенной

чувствительности ребенка к различным внешним воздействиям.

психомоторные нарушения. Данные нарушения, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью [38, c.142].

Первые проявления невропатии диагностируются уже на первом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колебаниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, «закатываниях» при плаче.

Невропатия является лишь базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно развиваться снижение общей активности ребенка, в том числе и психической, замедляться темп психофизического созревания ребенка, что в свою очередь может способствовать задержке психического развития, нарастанию трудностей адаптации к социальным требованиям, негативным изменениям личности как в сторону повышенной зависимости от окружающих, так и в направлении развития депрессивных состояний, потере интереса к жизни.

При своевременной организации общеукрепляющих, включая комфортную психологическую атмосферу, с годами признаки невропатии могут уменьшаться. При неблагоприятных обстоятельствах невропатия становится почвой для развития хронических соматических заболеваний, психоорганического синдрома.

В последние годы значительно возросло количество психосоматических заболеваний у детей. Исходя из этого, многие психосоматические заболевания, ранее характерные для взрослой части популяции, все чаще диагностируются в детском возрасте. Число детей, которые отмечается психосоматической патологией и которые обращаются за помощью в поликлинику достигает 25 − 40% (Исаев Д.Н.).

Психосоматические расстройства в детском возрасте в последнее время становятся объектом психологических исследований. Большой вклад в эту проблему внесен психоаналитическим направлением. Фрейдом был создан новый практический подход, что дало возможность лечить болезненные состояния в их психосоматическом аспекте. Было утверждено значение преморбидного развития для душевного и телесного созревания и здоровья, значение психических конфликтов для патогенеза и вообще влияние эмоциональных факторов (Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., 1999).

Доказано, что нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических расстройств (Ammon О.).

У дошкольника, который еще не может осознать и высказать свои душевные проблемы, соматизация депрессии – скорее больше правило, чем исключение. Различные боли, отказ от еды или повышенный аппетит, утомляемость и слабость, необъяснимые подъемы температуры или длительный субфебрилитет, недержание мочи или кала, нарушения сна, аллергические состояния, возникающие как бы «на пустом месте», должны насторожить родителей и педагогов: не стоит ли за ними снижение настроения?

Так называемая «соматизация» может произойти не только при депрессии, но и при состояниях тревоги. Ожидание воображаемой опасности, неуверенность, беспокойство, сильное волнение, отрицательное отношение к ситуации, к необходимости действовать в ней нарушают гармоничность деятельности организма. Наряду с психическими проявлениями страха и сниженного настроения возникают такие реакции, как бледность или покраснение кожи, потливость, дрожание рук. Встречаются у детей и так называемые панические расстройства: приступы частого сердцебиения, болей в области сердца, головокружения или головной боли, тошноты, ощущения жара или холода, частое дыхание. Такое состояние возникает внезапно и обычно сопровождается острым чувством страха, ощущением нехватки воздуха, боязни замкнутого пространства.

Встречается и третий вариант расстройств физического здоровья, в основе которых лежит душевное неблагополучие ребенка. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка: например, боли в животе утром, когда нужно идти в детский сад, если ребенок имеет значительные трудности в общении со сверстниками.

Источник

Руководство по купанию младенцев

b0cc24c419d67fe0593efdfc6025cc54

В тот момент, когда в доме появился новорожденный, у родителей возникает множество вопросов, в том числе и по купанию. Когда начинать купать младенца? Где купать? Как купать? Ведь малыш такой маленький и хрупкий, его так неудобно держать. А главное — как не навредить?

В этой статье мы ответим на самые частые вопросы новоиспеченных родителей о купании.

Как часто купать?

Частота купания зависит от многих факторов: возраста ребенка, степени его загрязнения, времени года и т. д. Новорожденный ребенок, лежа в своей кроватке, не пачкается, а поэтому в ежедневном купании нет необходимости. В первые месяцы жизни достаточно будет мыть малыша 3 раза в неделю. Естественно, не стоит забывать о регулярном умывании и подмывании. Подросшего ребенка, который не вылезает из песочницы и сильно пачкается, само собой следует купать каждый день.

Как долго?

Длительность приема ванны зависит от особенностей кожи ребенка и качества воды. Нормальная длительность купания составляет около 10-15 минут. Если из крана течет жесткая вода, это может усилить сухость кожи младенца. Необходимо внимательно следить за реакцией кожи и самостоятельно делать выводы. При плохой переносимости время приема ванны следует сократить до 5-10 минут или отдать предпочтение душу.

В какое время?

Время купания полностью зависит от реакции самого младенца. На одних детей вода действует расслабляюще, а на других, наоборот, возбуждающе. Поэтому первых логичнее купать перед сном, а вторых после пробуждения. Важно выбрать время, когда семья никуда не торопится. Спешка может привести к травмированию.

Где и в чем?

Существует множество вариантов того, в чем купать младенца: от раковины или небольшой емкости (таза, ванночки) до взрослой ванны или душа. Родители сами выбирают, как будет удобно и им, и ребенку.

Когда можно пользоваться ванной?

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, до того момента, как произойдет отпадение культи пуповины, младенца достаточно обтирать смоченной в воде губкой. После этого разрешается мыть ребенка во взрослой ванне. Перед купанием ванна должна промываться содой или детским мылом. Купать следует в самой обычной водопроводной воде. В кипячении, добавлении в воду марганцовки или отвара трав нет необходимости.

При какой температуре?

Перед купанием младенца важно всегда проверять температуру воды своей рукой. Однако лучше всего приобрести градусник для воды. Температуру для первого купания следует делать примерно 34-36 градусов. Для того, чтобы избежать переохлаждения, температура помещения должна быть 24-26 градусов. С целью закаливания родителям можно постепенно снижать температуру воды на 1 градус.

Как держать?

Самое главное в купании — крепко держать ребенка. Надежная фиксация — гарант безопасности младенца и спокойствия родителей. Если родитель правша, то левой рукой следует поддерживать шею и голову малыша, а правой удерживать и направлять ребенка в воде. Применительно к левше алгоритм действий диаметрально противоположный.

Сколько наливать воды?

Экономичные американцы и европейцы советуют наливать около 5 см воды в ванну. Этого количества достаточно для эффективного и безопасного купания. В российских семьях принято наливать полную ванну. В этом тоже нет ничего плохого, главное — крепко удерживать ребенка и соблюдать правила безопасности:

В каком порядке мыть?

В первые месяцы дети загрязняются несильно, поэтому совершенно неважно, с каких частей тела начинать мыть малыша. При купании следует обратить внимание на естественные складки — на руках, ногах, подмышках, за ушами, вокруг шеи и в области паха. Также необходимо раскрывать кулачки ребенка и промывать кожу между пальцами. Сильнопачкающихся активных детей удобнее начинать мыть с головы, постепенно доходя до ног. Это делается для того, чтобы несколько раз не смывать моющее средство.

Читайте также:  комплектующие для раздвижных дверей межкомнатных

Нужно ли мыть голову?

У всех новорожденных детей разная степень волосатости. Если у ребенка имеются довольно густые волосы, их необходимо мыть раз в неделю (или по мере загрязнения). Делать это можно в ванне при купании всего тела либо отдельно под раковиной.

При мытье волос каплю детского шампуня необходимо нанести на голову малыша, аккуратно вспенить и смыть теплой водой, приложив свободную руку ко лбу ребенка (тем самым не допуская попадания моюго средства в глаза).

Многие подросшие дети не любят мыть голову из-за того, что пена попадает им на лицо. Для облегчения процедуры следует попросить ребенка опереться руками о стену и наклонить голову назад. Если приложить ладонь к основанию волос, то можно предотвратить попадание шампуня в лицо.

Можно ли купать при температуре или после прививки?

Однозначный ответ — можно. Главное, ориентироваться на самочувствие ребенка. Если у малыша температура, но он чувствует себя хорошо и просит купаться, не стоит ограничивать его в этом. При лихорадке теплая ванна снизит температуру и улучшит настроение.

Если ребенок заболел ветрянкой, не нужно бояться его купать. Регулярное мытье тела поможет избежать вторичного инфицирования высыпаний.

При вакцинации, а также после пробы Манту нет никаких противопоказаний к купанию. Единственное — не стоит тереть место укола мочалкой.

Как купать ребенка с атопическим дерматитом?

Купать ребенка-атопика следует в негорячей воде. Длительность приема ванны — 5-10 минут (ванну лучше заменить душем). При жесткой воде рекомендуется добавлять эмульсии для ее смягчения.

При купании необходимо использовать специальные моющие средства для детей с атопическими проявлениями. После процедуры кожу нужно промокнуть полотенцем (не тереть!) и сразу нанести подходящий эмолент.

Таким образом правильное и полезное купание ребенка вовсе несложно.

Источник

Коррекция нежелательного поведения

rabietas

Согласно теории оперантного обучения Скиннера, являющегося основателем такого направления как Прикладной Анализ Поведения, любое поведение направлено на достижение определенной цели. Условно все цели можна поделить на 4 основные группы:

— избегание нежелаемого (уклонение)

В случае, когда поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. увеличиваться частота, интенсивность и продолжительность поведения. Если в результате поведения происходит то или иное неприятное последствие, поведение будет ослабляться, т.е. будет снижаться частота, интенсивность и продолжительность проявления поведения.

Таким образом, начиная работу по коррекции нежелательного поведения необходимо прояснить основные принципиальные моменты:

— подробно описать поведение, которое является социально непримлемым и подлежит коррекции

— выяснить функцию поведения (цель данного поведения)

— понять, что является усилением для данного поведения.

Важно понимать, что даже если на первый взгляд кажется, что поведение никак не усиливается, это впечатление обманчиво. Если поведение сформировалось и закрепилось в существующем виде, значит кто-то или что-то его усиливает. Исключение составляют аутостимуляции – поведение, усиливаемое автоматически, т.к. удовольствие доставляет сам процесс.

В теории АВА существует достаточно много схем функциональной оценки поведения. Самая простая и доступная – таблица АВС. Таблице представляет собой три столбика – А (что было перед поведением), Б (описание собственно поведения), С (что было после).

Что было перед поведением

12.36 Даня сидел и ел суп

Начал лезть руками в рот и громко кричать

Вокруг Дани собрались педагоги, и выясняли, что случилось. Даню отвели попить, потом пописять.

12.43 Даня сел за стол. Ему отдали ложку и подвинули тарелку с супом. Педагог отошла к другим детям.

Даня начал громко кричать, раскачивться на стуле, кусать свою руку.

Педагог вернулась к Дане, села рядом с ним на стул. Даня успокоился и продолжил есть.

13.03 Даня лежал в кровати и крутился по кровати.

Даня начал громко кричать, подниматься на кровати, кусать руку и раскачиваться.

Педагог подошла к Дане, села рядом на кровать и стала с ним разговаривать. Даню отвели в туалет и предложили ему воды. Даня попил и успокоился.

13.20 Даня лежит в кровати спокойно. Педагог отходит от него и садится на стул.

Даня начинает подхныкивать. Постепенно хныканье переходит в громкий крик. Даня поднимается на кровати, кусает руку и раскачивается.

Педагог подошла к Дане, просит его успокоиться и лечь. Постепенно Даня успокаивается, педагог сидит рядом с ним на кровати.

Важно записывать время и все случаи нежелательного поведения. Это поможет в случае, если нежелательное поведение действительно связано с ощущением дискомфорта, например с чувством голода, когда подходит время приема пищи, либо с той или иной болью, например зубной. Понимание таких причин поможет более эффективно подобрать способы коррекции нежелательного поведения.

Одно и то же поведение в разных ситуациях может иметь разную функцию. Так поведение «кричать и плакать» в одной ситуации может иметь функцию привлечения внимания, в другой – получения желаемого, впоследствии – избегания нежелаемого. Ребенок с нарушением развития часто имеет достаточно бедный репертуар поведенческих реакций, поэтому проведение функционального анализа и определение функции поведения в той или иной ситуации является абсолютно необходимой составляющей успешной коррекции.

Проследив поведение ребенка на протяжении некоторого времени, мы увидим, что, как правило, происходит вследствие нежелательного поведения, каким образом мы обычно нежелательное поведение останавливаем. Проанализировав последствия, мы можем вычленить тот процесс, который вероятно и является усилением. Например: в ситуации, когда ребенок плачет в магазине, мама обычно покупает ему «Барни» (покупка «Барни» в ответ на плач ребенка усиливает поведение «плакать» с целью получения желаемого); когда мама занимается с Петей за столом и он начинает хныкать, отворачиваться и сползать под стол, мама отпускает Петю отдохнуть. Таким образом, отпуская Петю с занятия и отменяя озвученные требования, мама усиливает поведение «хныкать, отворачиваться, сползать под стол» с целью избегания нежелаемого и т.д.

Также, проводя функциональную оценку поведения, мы можем заметить, что в аналогичных ситуациях с разными людьми поведение может проявляться либо не проявляться, быть более или менее интенсивным.

Например: когда Сережа заходит в магазин с мамой, он тут же начинает хныкать и мама покупает ему «Барни», чтобы Сережа успокоился и дал ей сделать покупки. Когда Сережа заходит в магазин с бабушкой, он хнычет без остановки и бабушка успевает купить для него «Барни», машинку, йогурт и чупа-чупс. Когда Сережа заходит в магазин с папой, он спокойно ходит с папой за руку по магазину и помогает складывать покупки в корзину.

Почему так происходит?

Есть много прелестных теорий, говорящих о том, что ребенок просто маме больше доверяет и т.д. и т.п. Но все намного прозаичней. В Прикладном Анализе Поведения (АВА) существует понятие различимых предшествующих стимулов: SD, SΔ, SDp. Различимые предшествующие стимулы являются своеобразными сигналами, сообщающими вероятность того, что поведение будет усилено, либо не усилено, либо ослаблено.

Так, SD – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет усилено.

Мама традиционно покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, она является SD для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Брат не покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, он является SΔ для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Папа после того как Сережа начал хныкать в магазине, вывел его на улицу, отвел домой и отправил в свою комнату, несмотря на крики и протесты. Папа является SDp для поведения «хныкать в магазине».

Таким образом, если поведение проявляется с одним из членов семьи, либо с кем-то одним проявляется наиболее интенсивно, мы можем сделать вывод, кто и что является основным источником усиления нежелательного поведения в том или ином случае и исправить эту ситуацию.

Читайте также:  чем клеить пластиковые уголки на откосы стен

Важно! Прекращение усиления происходит раз и навсегда. В ситуации, когда мы усиливаем либо не усиливаем поведение в зависимости от сегодняшнего настроения, мы формируем реакцию, которая практически не будет поддаваться коррекции (сегодня мама строгая, отчитала хнычущего Сережу и не купила ему «Барни», а завтра она в благодушном настроении попросила его не хныкать и купила «Барни»). Аналогичным образом действуют казино: человек время от времени выигрывает, но никогда заранее не знает, в какой момент его поведение «делать ставку» будет усилено выигрышем.

Очень интересно в этом контексте слушать рассуждения о гуманности-не гуманности метода. Ребенок же плачет, расстраивается. Что тут можно ответить? Законы поведения так же как и законы физики существуют независимо от того, что мы о них думаем и нашей морально-этической оценки. Для того, чтобы скорректировать нежелательное поведение, необходимо прекратить усиление. Естественно, это влечет за собой выход из зоны комфорта и фрустрацию для всех участников процесса. Как правило все эти манипуляции являются следствием того, что ребенка не учили справляться с фрустрацией изначально, «покупая» спокойствие за «Барни», игрушки, гаджеты, отказ от требований и т.д. Пути два: либо смириться и оставить как есть, либо выйти из зоны комфорта и корректировать.

Определив функцию нежелательного поведения мы также должны определиться, какое поведение в конкретном контексте для достижения данной цели является социально приемлемым и доступным для ребенка, т.к. потребность осталась, и ребенок будет искать новые пути ее удовлетворения.

В случае с упоминаемым выше Сережей, думаю, нас бы устроило, если бы он для начала просто попросил «Барни», а мама купила. Не доводя это все до хныканья. Постепенно целесообразно довести до того, что мама покупает Сереже «Барни» раз в несколько дней. Какое поведение для этого необходимо обучить?

1.Поведение просить. Если Сережа вербален, естественно мы хотим услышать: «Мама, купи, пожалуйста «Барни». Если же речь не настолько развита, то нас устроит любая речевая конструкция в зависимости от уровня развития речи: «Дай «Барни», «Барни», «Ба…» и т.д. Если Сережа невербален, то подойдет любая невербальная просьба (жест, карточка и т.д.)

2.Поведение ждать. Сережа должен научиться ждать пока мама купит «Барни», не хныча, вначале несколько минут, а со временем и несколько дней.

Вероятнее всего в случае с Сережей, он добивается от мамы различных бонусов нытьем в течение и дня и вполне закономерно распространить процедуру коррекции поведения «хныкать» на все аналогичные ситуации. Таким образом мы можем ожидать, что в течение ограниченного времени маме станет намного легче общаться и жить с Сережей, бывать с ним в общественных местах и т.д.

Описанный принцип работы по коррекции нежелательного поведения применяется и в случае, если функцией поведения является привлечение внимания. Мы прекращаем усиливать получение внимания социально неприемлемыми способами и обучаем поведению ждать, а также получать внимание социально приемлемыми путями: взять за руку, позвать по имени, обнять и т.д.

Более сложная ситуация с поведением, функцией которого является уклонение. Его также необходимо прекратить усиливать, но при этом чаще всего нас не устроит путь научить уклоняться каким-либо другим способом, т.к. нам важно, чтобы ребенок научился прикладывать усилия и развивал эмоционально-волевую сферу. В этом случае спасает только установление руководящего контроля, когда взрослый становится референтным лицом и ребенок делает те или иные вещи, лишенные для него смысла и привлекательности, по просьбе взрослого. По мере компенсации нарушений развития и расширения сферы интересов ребенка поведение с функцией уклонения возникает значительно реже, носит более социально приемлемый характер и достаточно легко преодолевается с помощью значимых взрослых.

В ряде случаев коррекции нежелательного поведения целесообразным является использование ослабления. Как правило, в качестве ослабляющих стимулов вполне могут выступать естественные последствия: отказ от самостоятельной еды, использования столовых приборов, социально неприемлемое поведение за столом – ребенок остается голодным до следующего приема пищи; уписялся/укакался – мокрые/грязные штаны и ощущение дискомфорта, стирка одежды; деструктивное поведение, разбрасывание вещей – убрать все за собой и т.д.

Также в практике АВА для коррекции нежелательного поведения используется так называемая процедура сверхкоррекции. При использовании процедуры сверхкоррекции ребенок не только ликвидирует результаты своей нежелательной деятельности, но и выполняет дополнительное задание. Например: ребенок выливает на пол мыльные пузыри (имеется ввиду целенаправленное регулярное поведение, а не случайная оплошность) – он не только вытирает лужу от пузырей, но и моет полы во всей квартире.

В случае поведения, целью которого является уклонение от занятий, связанных с необходимостью интеллектуальных усилий, в качестве ослабления можно использовать физическую нагрузку. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит преподносить физическую нагрузку как наказание. Целесообразнее представлять физические упражнения в качестве альтернативы интеллектуальной нагрузке: ну раз ты не хочешь поговорить, давай позанимаемся физкультурой. Часто дети с радостью соглашаются на подобную альтернативу) Чтобы данная процедура могла являться ослаблением, предлагаемые нагрузки должны быть достаточно серьезными и вызывать дискомфорт.

Массу сложностей, как правило, вызывает коррекция поведения, функцией которого является аутостимуляция., т.к. данное поведение не усиливается извне и мы никак не прекратить его усиливать. Попытки ослаблять данное поведение путем введения каких-либо неприятных стимулов (мазать ногти горьким лаком, если ребенок грызет ногти и т.д.) часто оказываются абсолютно неэффективными, т.к. как только неприятный стимул исчезает – поведение возвращается в полной мере. Либо на место одного поведения с функцией аутостимуляции приходит другое. Среди специалистов встречаются полярно противоположные мнения относительно вреда-пользы поведения с функцией аутостимуляции. Мы придерживаемся мнения, что аутостимуляции вводят ребенка в трансовое состояние, что негативно сказывается на его способности к обучению и продуктивной коммуникации. Поэтому по возможности такое поведение стоит корректировать. Самый эффективный путь пресечь аутостимуляцию – дать инструкцию, не совместимую с выполнением аутостимулирующих действий. Если ребенок машет руками – попросить понести или подержать что-либо, эхолалит – надуть щеки, прыгает – поприседать, раскачивается – покачать пресс и т.д. Параллельно необходимо расширять сферу интересов ребенка, т.к. часто аутостимуляции являются следствием скудного репертуара самостоятельных занятий. Даже для самых сложных деток можно подобрать занятия, которыми они смогут заполнить досуг. Естественно, важно понимать, что изначально эта идея восторга не вызовет и обучение потребует значительных усилий. Не стоит ждать, пока ребенок са проявит интерес к тому или иному виду занятий таких как раскрашивание картинок, строительство башен из кубиков, лепка и т.д. Как показывает практика, самостоятельно и без особых трудозатрат со стороны родителей ребенок может увлечься только гаджетами, что в качестве расширения сферы интересов является очень неудачной идеей, т.к. ребенок опять же не учится себя развлекать самостоятельно – эту функцию берет на себя планшет, телефон и т.д.

В случаях, когда мы предполагаем, что функцией поведения является аутостимуляция, важно особенно тщательно провести функциональный анализ поведения, т.к. часто поведение с функцией уклонения «маскируется» под аутостимуляции. Так ребенок может начать эхолалить в момент усложнения задания и таким образом добиваться, чтобы задание упростили и т.д.

Если в течение достаточно продолжительного времени (все индивидуально но 2-3 недели уже достаточно показательны) мы не замечаем положительных изменений в поведении ребенка, нежелательное поведение происходит с той же частотой, интенсивностью и продолжительностью, стоит еще раз произвести функциональную оценку поведения и пересмотреть стратегию вмешательства. Да, АВА научный метод, нас с разных сторон учат строить графики и делать всевозможные измерения, но банальная истина такова, что жить нам не с графиком, а с ребенком. При верной функциональной оценке и эффективном вмешательстве изменения в поведении происходят достаточно быстро и очевидны всем окружающим. Если что-то пошло не так, стоит еще раз все проверить.

Источник

Оцените статью
Мой дом
Adblock
detector